среда, 22 марта 2017 г.

Захотелось испечь "Жаворонков"

Сегодня был день весеннего равноденствия. Этот день называют еще  Сорок святых или "Сороки", или "Жаворонки".
Все это из язычества, хотя и против язычества.
40 святых - это 40 римских воинов (христиан), которые не захотели поклоняться языческим богам, и были кем-то за это замучены. Такая страшная подоплека, а праздник за прошедшие с тех пор века получился легкий, нежный и милый. Его отмечают, уже даже не вспоминая о мучениках. Это просто, чтобы показать свое нетерпение: так уже хочется весну!

Жаворонками весну как бы звали, завлекали перелетных птиц , и поэтому  пекли такие смачные птице-булочки. Они, по идее, всегда должны быть пышные, вкусные, но, поскольку сейчас пост, некоторые наши родственники делают их постными.
Но мне не хочется постных.
Я не соблюдаю пост. Постного у меня было столько всего! Хватит уже. Мой жаворонок получился толстенький и пухнатый. И я с его помощью позову весну и все хорошее.


Может, кто не знает, как делать жаворонков? Это очень легко и приятно.
Могу показать процесс.
Тесто обычное -  дрожжевое, сдобное.
Крутим колбаски.

Режем колбаски на кусочки и завязываем узелки.


Верхний  конец узелка - голова, нижний - хвостик. На голове вытягиваем клювик, хвостик расплющиваем и надрезаем ножом.


Из маленьких кусочков лепим крылышки и прилепляем по бокам. Если не лепится, чуть смочить, и все будет в порядке.
У меня не было изюма, я взяла сухарики с цукатами и выковырила пару цукатов, раскрошила и сделала из крошек глазки. Помазала желтком, посыпала сахаром и оставила на 20 минут на подготовленном противне, чтобы жаворонки  распушились.


Поскольку сегодня желание напечь жаворонков было у меня спонтанным, не оказалось под рукой всего необходимого (типа бумаги  для противня или еще чего). Намазала масла просто на противень. Когда птички "подошли",   сунула их в духовку, нагретую до 200 градусов,


Булочки  быстро стали подниматься.

Через 15 минут достала  и - вот.


Не так, чтобы сильно красивые, но очень вкусные получились


Жаль, что нельзя их съесть сразу все. Так не положено. Обычно эти булочки мы рассаживали на веточки или подкидывали и ловили. Но сейчас нет у нас традиционного "столика", некому веселиться и ловить жаворонков.
Только мамина кошка Кася, которая теперь живет с нами, готова поиграть с булочками.



Но кто ж ей даст?
С горя Кася напала на мой очередной (недовязанный еще) коврик и, получив по носу,  заснула рядом.


                                                                            ***
Кася  первое время (первые два дня в нашей квартире) сидела на столе около маминой фотографии.

Фото с рамкой мы забрали из родительской квартиры и, возможно, выбор места объясняется просто - кошка чует какие-то запахи от рамки. он ж из родной для нее  маминой квартиры. Ну... не могла же кошка сесть тут сразу, как только мы ее забрали, из-за того, что узнала хозяйкин портрет? Этого просто не может быть. Но вот факт остается фактом. Вот так и сидела, фото не постановочное....

... Касю должен был забрать брат - к себе. Мы взяли ее только на время, чтобы сделать прививки и пр. А потом... ну,  просто не захотели отдать. :).
Кошка  уже освоилась у нас и тиранит Пупика по полной программе.  Бедная Пупа, перестала грустить по Пете и занята одной мыслью: как бы подружиться с Касей, чтобы та не царапала ей нос. Пупик, небось, вспоминает, как, будучи щенком, измывалась над Петрушей и теперь мучается совестью, испытав гегемонию Каси на своей шкуре. :)))

В общем... как хорошо, что весна уже с сегодняшнего дня официально пришла. И что я напекла жаворонков, и позвала тепло, солнце, добро и все хорошее.
                                                                       ***
...Вот, пока я тут писала, принесли мне с улицы веточку форзиции: все-таки соблюли традицию: посадили птичек на ветку.

Так положено, так тому и быть. :))))))))))  А про грустное  не хочу.  Пусть всем - и на этом, и на том свете - будет хорошо.



16 комментариев:

  1. Маринка, моя милая! :(...Но подчиняюсь твоему желанию "про грустное не хочу", и просто обнимаю тебя крепко-крепко!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, как хорошо в твоих объятиях! Чувство защищенности и дружбы совсем не послежднее для человека. Спасибо. :)

      Удалить
  2. Марина, посмотрела на твоих птичек и как-будто попробовала. Как мозг запоминает вкус? Бабушка и мама крутили таких птичек! Спасибо тебе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, такие булочки вкусны еще и потому, что это, как игрушка. Возьмешь птичку, покрутишь у руках и в рот! Интере-еессно! ...Все мы немного остаемся детьми.

      Удалить
  3. Надо не забыть (записать в ежедневник) и обязательно испечь таких жаворонков на будущий год. В наших краях нет такой традиции, но помню, читая в детстве какую-то книгу об эвакуированных детях, не могла понять, что ж за такие ржаные жаворонки, с которыми дети бегали по улице и звали весну.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, в Беларуси тоже мало, кто испекает. Но мои родители родом из России. Они приехали сразу после войны, мама вообще с 15-ти лет жила тут. И обычаи многие, и словечки оттуда, из России. Моя бабушка еще масло сахарное варила, вот была вкуснятина неверотная!!! В рот положил и оно ...тает там, а душа - в облака от наслаждения! НО никто не записал рецепт, и не знаем, как она это делала.

      Удалить
  4. Марина,

    Я вот тоже сначала хотела сказать, что не знаю о таких булочках.
    А потом посмотрела, как ты их делаешь...что-то ёкнуло в памяти. Знаю! Может, бабуля моя их делала?

    А кошечка всё понимает и чувствует. Они, кошаки, такие.

    Обнимаю :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тань, а у родителей моих - дома и на даче - все ближайшие соседи делают, глядя на нас, наверное. Я и не знала, что это изначально не белорусское. Сейчас задумалась ...наверное, это мои заразили соседей красивым и простым обычаем. И родственники (здешние наши) тоже такие булки делали, и делают, а сейчас их дети продолжают, даже не задумываясь, местное это наше или нет. :) Привезли с собой обычай, он прижился, всех радует - значит наш!

      Удалить
  5. Марина, здравствуй!
    Какие птички-жаворонки -булочки получились! Моя бабушка тоже говорила :"пухнастые", т.е., пышное тесто. Здорово придумано с глазками! Пусть птички несут радость весеннего тепла-на улице и в озябших душах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, столько словечек у меня подобных от бабушки! Они такие точные и приятные, что моментально оседают в голове и - на всю жизнь.
      Птички уже сделали свое дело. Сам процесс изготовления радует, а уж на веточках они сидят такие милые! Жаль, что надолго не оставишь - зачерствеют. Сегодня все съедим и дело с концом. :)

      Удалить
  6. Марина, я вот пропустила, а ведь тоже пекла похожих птичек. Сижу вот сейчас слюни пускаю, скоро обед и я уже голодная, а тут жаворонки такие аппетитные:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люся, а ведь их можно испекать в любое время, не обязательно 22-го. Тут все дело в саомоощущении и желании сделать себе праздник, пока весна явно не пришла - так, что звать ее уже нет смысла, можно испекать. Я бы у тебя во дворе порассаживала птичек на веточках - на моем любимом кустике, который нависает над скамеечкой. А твой котик бы поохотился на них. :)))) Кстати, моих птичек на веточке кошка караулила-караулила, да и проворонила. Ночью их сожрала наша такса.

      Удалить
  7. Марина! Обнимаю крепко-крепко! Быть занятой, обустроить кошку, испечь жаворонков, слагаемые жизни! Бабушка и мама делали, а я забыла. Хотя в бумагах хранится запись посетительницы в музее, она рассказала нам и наримовала, как они должны выглядеть! Обнимаю!

    ОтветитьУдалить
  8. Марина, жизнь продолжается! Вот и жаворонки эти как предвестники перемен. А я пекла похожие булочки, когда дети были маленькие. Давно правда. Запомню как правильно делать. Обнимаю и жду новых вестей.

    ОтветитьУдалить
  9. Марина,
    соболезнования.
    Обнимаю тебя крепко.

    ОтветитьУдалить