вторник, 17 января 2017 г.

Деревенский брифинг. И гадания накануне Крещения.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали, на дорогу башмачок, сняв с ноги, бросали.  


Тут три поста в одном.  (Остапа понесло, но решила оставить все, как есть. Деревенские старушки не всем интересны, но они - некоторые - такие какие-то чистые, от них как-то светлее, и самое главное, они не вечны... поэтому все это хочется сохранить).

Старый новый год отметили  дома (у мамы). Об этом писать не буду. Все, как всегда :))))

Потом (назавтра) поехали в деревню за медом. 
Пока мои спутники ходили по людям и выбирали себе мед, я заскочила к Альбиновне. Она сразу – к холодильнику. 


Как ни отказывалась, пришлось сесть за стол, а она вокруг меня носилась с мисками и едой. 
Обсудили заготовки – помидоры Альбиновна маринует чрезвычайно вкусно.  Говорит:  «Очень просто:  – вскипятила, слила, и опять!» Я головой киваю, соглашаюсь, что «очень просто», а сама думаю:  «слила и – и опять?»  Что - опять?  Хотела  уточнить, но хозяйка радостная,  что я сижу, и уши мои свободны, не дает возможности вставить 5 копеек. Зимой-то  я почти не бываю в деревне, а без меня  у С.А. со слушателями проблема. Кому еще расскажешь  все, что в голове роится? А тут даже можно и без вопросов от слушателей: говорит и говорит, чистый брифинг.

С.А.  почти бегом сновала мимо меня – в кухню, из хаты в сарай, назад к плите, к печке дровишек подбросить…   Гаманила без умолку:
-  …капусту ставила, аж тут, – на бегу показывает на область сердца, -  усе захадзилася! Нихто не хоча брать  -  яно ваняиць им у хаце…  ну, чаму ваняе?  мне наоборот нравится, когда пахнет едой  - уютна ж!
Я покосилась на капусту, которая совсем не воняла, а была распрекрасна, хрустящща, с  клюквой. А поверху в кадушке  – цельными листами. 
- Бярыця!
- Да я беру-беру,  -  спохватилась я и засунула в рот целый листик.  На нем оказалась  клюквина –  лопнула, кислинка приятно растеклась во рту.
Потом  моя «подруга» включила любимую «песню»:  ай, такого ужо ня будзе, жызня такая  и пр. 
Прожевав капусту,  я вознамерилась все-таки узнать про помидоры. Думаю: счас уловлю паузу, расспрошу про рецепт подробно и запишу в диктофон, а то потом забуду. 
Включила  в кармане диктофон, открыла рот, чтобы спросить…
Где там! С.А. вынырнула из веранды с какой-то миской, продолжая монолог,  на ходу кокетничая по поводу накрытого стола: 
- Выбачайце (извините), ничога няма  асобага, усе  – простае.


Я украдкой сделала несколько фото, пока еще полупустого стола и "интерьера", но второпях все, как всегда, размазалось. Жаль. Хотела атмосферу запечатлеть. Но не могла же я демонстративно фотографировать хату и хозяйку, чай не в зоопарке! А позировать она ни за что не соглашается! И все время снует и головой вертит! Все видит!
Сфоталось вот что:









Запечатлев телефоном кое-что и кое-как, вклинилась я в разговор:
- Да вы что, Станислава Альбиновна, извиняетесь? Так все классно! И вкусно пахнет!  И капуста, и там…кхе-кхе… вы что-то там жарите? Может я, гм… давайте,  помогу, … а вы мне расскажете про …
Она отмахнулась и продолжила:
-  А якия святы (праздники) были? А… як лен бялили! Усе разам як пойдзем! Заслаць жа  трэба халсцины на солнце! И ляжыць, а мы – к маме:  что яшчэ? А малыя карауляць,  каб дождикам не запачкало. …Народу было у дярэуне,  ой, божа ж, божа, дзяцей кольки  только, и бегаюць па дамах у пасху яички шукаюцуь! И на каляды, на Тры карали,  накалядуюць, пирагоу и пирожных, и тых жа яечак, пабяруць, шчоки красныя! И усе адразу  зъядаюць! А цяперака не нада…  
- А вот я про помидоры хотела…
- …А мы билися яечками, шкарлупками, малыя хватали усе, што дадуць, и адразу  - у рот!  А цяперака… Ничога не нада!  Няужо  ж (неужели)   буду отдавать курам? …

С этими словами С.А. вынырнула в очередной раз из недр веранды  с пакетом яиц и сунула их мне.  Потом, со словами «потым не забудьте»,  тронула ногой мешок лука (каждая луковица размером с большой кулак). Я уже давно не отказываюсь и не предлагаю денег. Это бесполезно. 
…А бабушка продолжала монолог, который записывался в  диктофон (потому я так подробно цитаты  тут и прилагаю).
- … як многа насобираюць, дзеци,  ешь сабе в довольствие!  … послевоенное время, и ранней, -  мое детство… все было укусно, и никто не замечал, что это плохо! Бо другого жа не знали!...
Плюнув на помидоры, я встряла в дискуссию:
-  Не замечали, что  плохо? А что было плохо?  
- Ай, не. Так гавораць, что было плохо! А не было нам на самом деле плохо. И ня думайце, што это маладосць жалко…
- А почему тогда сейчас хуже? – ну, жилось-то трудно вам!  То Польша, то БССР …не знали, на каком языке говорить, на каком писать.
- Не, мы гаварыли па-беларуску, а писали тольки па-польску.  Нас вучыли ж польскае писаць. А потым пришло СССР, надо по-русску, а как?
- Ну, научились же?
- Ну, так…  мы боялись НКВДэшника в синей форме. Ён таки, в синей форме. Едет так па улицы, а мы –  дамоу, прятались, и в окна не выглядывали, пакуль конем  цокал.
- …И денег вам не платили. Трудодни эти… И в колхозе, и на огородах своих сколько работы! А ткать сколько девушкам, а прясть?  И живность вся эта ваша? 2 коровы остальных не сосчитать! А сейчас все-таки легче и выбор есть: хотите – с коровой, не хотите – в магазин!

Альбиновна остановилась, озадаченная моим «пассажем». Потом очнулась:
- Дак весяло же жилось! Сейчас, як посмотреть, -  деревня развалилася,  людзей няма! А ранней мы усе делали разам, все всем помогали!  Дзевак скольки было, падружак, парни бягуць, у вокны заглядываюць! А нам няма кали (некогда)  з ими!  Потым пойдзем разам - там выкапаем бураки, там прапалоли, у тых забор чыним! Потым  пошли к нам, у нас  агарод убрали, и потым сядзе , торты напякуць жанчыны и – гуляць!  А цяпераки – дачники, той, что углом от  вас,  купили дом и за забором - аж жалезным! -  схавалися!
- Ну… - заступилась я за нового дачника с забором из металлопрофиля (хотя согласна, что такой забор тут  – чистая  дурь).  - Зато жизнь в деревню вернется.
- Ня жызнь это.
- Почему?
- Як ранней было – усе разам жыли, як такая обшчына. Хлопцы з дзеуками валачэбныя (калядовщики), зараз бы пайшли – на каляды - па хатах, славяць хозяев, и особа хозяйку, а мне б приятно – што я  нагатовила, а им удовольствие…  А тяперака – никому не надо у валачэбники идти, – свое ёсць!
- Ну – отдыхайте!
- А зачым я тада?
- Так у вас семья 23 человека с правнуками!
- Ай, …садзицеся, кушайце, наливайце!
                                                                 ***
В  диктофоне записалось 2 часа нашей последующей трепотни.  Я  совсем забыла про запись.  Потому что, как только Альбиновна взялась за свои "мензурки", чтобы наполнить:  мою – самогонкой, а свою на 5 граммов вином, ей пришло в голову озарение:
- Гадали ж мы раней! Было весело!
- Мы тоже  каждый год гадаем, хоть это и грех!
- В каляды не грех. – Только пить нельзя! – Она решительно отодвинула мензурки.
В общем, мы оделись и пошли во двор. Альбиновна посоветовала гадать на полене. Мне не хотелось. А вдруг вытяну задрипанное, тогда и мечтать о «женихах» смысла нет.   
Я созвонилась со своими, чтобы шли уже меня спасать от С.А.

А Альбиновна начала меня поучать (дальше я своими словами расскажу, лень с диктофона дословно переписывать. А общем, С.А. говорит:

- Надо быть спокойной перед гаданием. Если днем была злой, не в настроении или обижена - гадать нельзя.

Мы вышли во двор, и я потащила
-таки  полено. Оно оказалось с корой средней толщины, но драным. Альбиновна  осмотрела добычу и успокоила: "Еще не Крещение, не верьте. Будет вам мужик кругом богатый. Или  потом разбогатеет
- А там - баня у вас? - спросила я,
и пошла  в углубление двора. - В бане ведь тоже гадают?

- Это одно из самых страшных мест, - заявила старушка. - Там нет икон, потому
, говорят,  нечисти полно. А человек в бане все с себя снимает, даже крест. Защититься нечем. Поэтому в бане надо осторожно.
- А гадать как?
- Как  на поленьях. Ночью надо вбежать с компанией девок, быстро выхватить уголек и сразу с ним наружу. А какая девка последней из бани выскочит, той – плохо будет.

-
А уголек – горячий, что ли? … Вранье. Кто-то же обязательно будет последним? Что ж каждый раз кому-то помирать?

…Потом ко мне присоединились родственники, «накалядовали» 2 банки меда, но майского так и не нашли.  
Мы посидели за столом. Мензурки, наконец, наполнились тем, чем положено. В дальнейшей беседе мы узнали, что по дороге на Гродно, в лесу - на хуторе есть колдун. Надо ехать к нему  ближе к Крещению. Водяной уже заснул, а лесовые и полевые будут в спину выть – дорогу указывать. J)))))))))). Если лесовик станет шутить, дерево повалит. Перешагнешь - потеряешься в лесу. Поваленное дерево нельзя переступать - в нем живет душа нечистого.
Нельзя рубить скрипучее дерево - в нем душа умершего. Срубишь - душу выгонишь, заставишь искать другое место. Грех это. И лесовик разозлится. Лесовик – это такой  дядька с плетью - невысокий. Весь в корнях и жилах зверей.
- И где же вы такого - в жилах и корнях - видели? - 
спросила я С.А.
- Я не видела, - люди говорят.
– Я вообще не увлекаюсь этим, потому что ксендз не одобряет.
-
Но все-таки гадали же?
Альбиновна скромно заулыбалась.
- Как сделать, чтобы лесовик не обидел? - приставала я к С.А.
- Обувку переодень
те с левой ноги на правую.
- А как ходить?
-
Ну мы же в валенках ходили!  Там все равно - для левой или правой.
- А зачем же вы гадали, если ксендз не велел?

 - Ну… надо было душе роздых дать.

Потом Альбиновна рассказала, как хлопцы ходили «козлом».
Надо тулуп наизнанку вывернуть, подойти к дому пана или простого соседа (к которому есть претензии) и порезвиться немного. Например, брали мерзлый навоз, заливали кипятком, размешивали и ходили с этим ведром по деревне всех пугали. А ночью выбирали жертву (сварливого какого-нибудь жителя деревни), будили стуком в окно. И тут начиналась "сатисфакция".  Жертва выглядывала в дверь, а «козлы» сразу веник в навозную жижу и мазали ему лицо. Девушки смеялись, и вся компания убегала. В общем, сатисфакция - самое обыкновенное хулиганство.

Все это мне не подходило в мою копилку калядных развлечений.
Под конец мы пошли в дом и, несмотря на прошущенные внутрь мензурки, попробовали гадать с помощью куриного яйца. Взяли стакан холодной сырой воды, разбили  яйцо и плюхнули его в воду. Девушке нужно было смотреть, как распределится белок. Но даже такая девушка, как я (с развитым воображением) ничего не смогла увидеть. А должна была узреть различные фантастические картины.
Потом мы собрались пойти по деревне, и постоять под окошком какого-нибудь  дома и послушать, о чем говорят. (Веселье – хорошо, ругань – плохо). Но в деревне было темно и тихо.



А в редких обитаемых домах слышен был только звук телевизора.
… Стали мы собираться  домой.
Альбиновна просила приезжать – не гадать, а просто так.
Я ей говорю:
- А вот, скажите, почему обязательно все эти гадания такие страшные? Черти там всякие, лешие: "черт пошел мелким бесом"!
- А не знаю, - сказала она. – Это чтоб нутро разбередить.
- То есть укол адреналина?
Альбиновна заулыбалась и, по-моему, «искрометной метафоры» не поняла. L
На том и отчалили.



                                                                 ***
Адреналиновая инъекция
Разбередили мы нутро за день до этой поездки, в ночь на Старый новый год.  Гадали, не дождавшись Крещения, на воске. Это сестра виновата, опять не смогла утерпеть. 
Вот, что нагадали (прошлые гадания, можно сказать,  сбывались).





Каждый год я обещаю себе больше не гадать, и ни разу не смогла устоять.
Каждая из нас увидела в своем воске то, что смогла. И что хотела увидеть. Будем надеяться, что все это – НЕ как в прошлом году, а означает что-то хорошее...


31 комментарий:

  1. Марина, меня а пробрало!!! Такая живая, смачная речь! Столько любви и тепла! Я ещё долго буду под впечатлением. Спасибо, дорогая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, я немного смикшировала эту речь, чтобы было понятно небелорусам. А то звучало бы еще смачнее :))) Плюс у меня слетел бел. алфавит и нет У краткого в компе, плюс ударения... плюс акцент, ...жаль, что всей гаммы нюансов речи не передашь словами.

      Удалить
    2. Это хорошо, так как я блорусского не знаю, у сожалению. Вышло замечательно!

      Удалить
  2. Марина, спасибо! Ваш пост- "душе роздых". Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне очень приятно, честное слово, что все это (что нравится мне), ложится на душу еще кому-то.

      Удалить
  3. Ой, да как же ш ты меня порадовала, Марина! Читаю и рот до ушей...Вот спасибо тебе огромное!
    А гостеприимная Альбиновна мне понравилась очень, и её стол с красивой клеёночкой ( и совсем ничего, что на нём "ничого няма") и угощением, и печь с горящими дровишками. Ах как вкусно она рассказывает! И сколько в её словах житейской мудрости, а главное выводы, выводы то безошибочные, точные:"Дак весяло же жилось", "А ранней мы усе все делали разам, все всем помогали", наверное поэтому то и "Не было нам на самом деле плохо".
    Однако, Мариночка, ты уж меня выбачайце, но рецепт вкусных помидорок у Альбиновны пожалуйста выведай! :)! И с нами поделись, ага?
    И пусть тебе обязательно попадётся толстое полено с ровной и гладкой корой! :)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не, Наташ, на стол потом СА наметала: блинчики высокой стопкой + сметана, шкварку такую нехилую, и бульбу + хрен в сметане, вышеуказанные помидорки и еще мясной рулет (правда, магазинный). ПОтом была морженная клубника, опять же, в сметане с сахаром. А на фото только начало - капуста и холодец. :)))

      А с поленом... проблема, особенно с толстым. Кора должна быть тоже толстой, эхехе.х.. :)

      Удалить
  4. Марина, какая ты молодец, что включила диктофон... обожаю когда ты описываешь своих старушек!
    Белорусская речь очень яркая, звонкая и чистая...мне так слышится.
    Уходит все это с уходом стариков...мне мама много рассказывала про свое детство-юность в деревне...бедно, голодно, но дружно. Сейчас все за заборами(((

    Тебе надо этих старушек портреты сделать...придумай что-нибудь, как их уговорить.
    А вообще книгу надо писать по их рассказам...уйдут они и ничего не останется...
    Передавай Альбиновне привет от нас...мы её уже любим!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, мне очень жаль, что речь приходится тут немного адаптировать, так как, иначе будет вам непонятно. На самом деле, у бабы Стаси не чистая белорусская речь, а "трасянка", в которой намешано польского, белорусского и русского. Она ведь училась при Польше и рассказывала, что они вообще не понимали, на каком свете находятся. Сначала ополяченные белорусы, потом стали - белорусские поляки. :) После войны такая картина: говорят по-белорусски, слуюжба в костеле на польском, документация - тоже. И писать по-белорусски долго в этих местах не могли, так как школы учили только польскому письму. После войны у них полдеревни уехали в Польшу, им сказали: кто поляки - уезжайте. Остальных - в русские школы. У них - шок. НО постепенно стали вводить белорусские школы, потом стали уезжать из деревень дети-внуки, из городов в гости ехали в свои деревни уже с русским языком. Перемешивалось. ...Сложно все это, и поэтому всегда надо очень осторожно с нац. вопросом.
      В итоге полсемьи у СА в Польше и др странах. Даже в Казахстане. И многие не знают вообще русского, а казахские - польского и белорусского. Открытки новогодние в доме - на польском языке. :) Стася даже ради меня старается выбирать русские слова, постоянно повторяя: "по-нашему это так называется".

      Знаешь, в Беларуси есть места (глубоко в Полесье), где даже мы не совсем понимаем речь. Есть пару таких деревень, я была в командировке. Там смесь украинского, польского меньше, а белорусский - перекрученный (местный). Есть места, где полешуки жили долгое время изолированно и наизобретали своих словес и оборотов.
      Все это разнообразие очень украшает народ в целом. :)))

      Удалить
    2. Меня муж спросил как-то, когда мы в деревне были, которая как раз на Полесье, и бабуля одна со мной болтала: "Ты действительно её понимаешь?" ;)

      Удалить
    3. О!
      А я действительно нифига не понимала - в тех деревнях. Там какая-то агроусадьба была - сельский туризм. Я забыла место. но совсем все там такое старинное и - главное - натюрэль самый настояшчый. И крыши такие - деревяшками как черепицей, мхом все поросло, и все такое будто время остановилось. В глухом лесу на ручье. Красотень.

      И хотели чиновники по туризму, чтобы туда иностранцев завлечь, написать "красиво" про тую "усадьбу" и про весь этот натюрэль.
      ПРивезли меня, хозяйка выходит и как начала молотить! Я не понимаю ничего. Отдельные слова понимаю, все вместе - нет! Пришлось ее тормозить и просить говорить медленно и без выкрутас.

      Удалить
    4. Это дело привычки. Там в каждой деревне свой диалект. ;) Я с детства привыкла, поэтому тяжело судить, просто это понять или нет.

      Удалить
  5. Спасибо, Марина! Ну почти что 'Вечера на хуторе близ Диканьки'. И воспоминания своей бабушки вспомнила, читая тебя. Здоровья Альбиновне!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танечка, а как много я опустила... Тут места не хватит все рассказанное вписать. Да и надо ли? Каждый раз СА выдает какую-нибудь "бороду", сумбурно, перескакивает с темы на тему. и я все это уже и не запоминаю. Путаюсь.
      Наверное, начну записывать, а то ...возраст у Альбиновны и сердце. Там историй куча. Реальных и полуреальных. Главное, каждый раз, когда я иду по единственой деревенской улочке, я... ну просто ясно представляю, как тут жили 50-70 лет назад.
      Более того, царица якобы когда-то ехала через деревню! А может, и врут :)))
      А вядзьмарка - точно у них живет - через дом от СА. Они ее презирают :))) Бедная женщина, может, не сном, ни ухом. :)))

      Таня, пока мы помним то, что рассказывали наши (и не наши) - бабушки и прабабушки, - все это прошлое, с былью и небылью, до сих пор живо! И красит любимые места.

      Удалить
  6. Марина, я всё-всё поняла из того, что говорила славная Альбиновна! Я и сама старушек люблю, передавай привет ей!
    А ведь всё по правде она рассказала и при всех тогдашних трудностях как-то счастливее люди жили. Ведь им пелось не только по праздникам, а так, от души. У нас тоже деревни пустеют...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люся, я не могу передать привет из блога! Если Альбиновна узнает, что я ее тут расписала, она в обморок свалится! Она даже фотографироваться стесняется: "старушка, мол, зачем, кому она нужна, кроме своих"?... Она удивляется, что я к ней хожу. Но стоит мне не прийти в первый день (бывает, поздно приеду, и не приду в первый день), то "разведка" с моего крыла деревни рано при-рано утром ей сообщит, что я явилась, машина стоит и пр. И она страшно расстроится, что вот - я уже не хочу к ней идти. :)))
      Но ваше послание душевное (не в виде конкретного привета) все равно ей будет на пользу. Когда про нас хорошо думают, это все нам помогает жить, верно ведь? Я скажу, что передавала ее рассказы подругам, и они очень заинтересовались. Ей будет удивительно и приятно.

      Удалить
  7. Совершенно гоголевская бабулечка)
    Речь особой связностью не отличается, но только выигрывает.
    Все эти колядовщики, нквдешники, черти с козлами и соседи за металлическим забором, как живые выступают)))
    Марина,
    енто дело должно стать достоянием общественности!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, про НКВДШ-ника я слышала не раз. Он действительно ездил у них с "дозором" на лошади. И все помнят: у него была синяя форма. И этот цокот копыт для них был, как для Минска - воронок. Тут немцев боялись в войну меньше. ...Я как-нибудь напишу про немцев, которые были в этой деревне в войну.
      ...Нет времени писать, качественно все эти рассказы фиксировать. Для общественности нужно уже не так, а хорошо написать, атмосферно, с эффектом присуствия. Это надо с диктофоном, чтобы все детали, даже если они и выдуманные тут в деревне, были точны даже в том, что это - местная выдумка - легенда :). Так жаль, что это все уходит.

      В позапрошлом году умер Ярослав, дед, кторый выдавал пачками - и про царицу, что тут дорогу приказала украсить и ...много чего.
      Ярослав этот косил у меня. Я и не просила ни разу. А приеду - все скошено, как выбрито! Аккуратно, ни один цветочек не заденет. Неудобно, жуть! Не знала, как благодарить.
      Эх...

      Удалить
  8. Марина, дай я тебя обниму и расцалую!(правильно слово написала?) До чего ж люблю твои бывальщины читать, а язык, как звёздочки в ладонях перекатываются)) Альбиновне крепкого здоровья! Помидоры я делаю так же, надо будет - расскажу, вкусно, и просто.
    Ну а что уж хлопцы бегали по окнам заглядадали, этого не вернёшь, что и говорить! Как же капусты с клюквой захотелось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, правильно слово написала. :)))
      Как-нибудь расскажу еще и Стасины НЕбывальщины, тут шляпу надо снимать перед обывателями этой деревеньки.
      С хлопцами в деревне давно напряг - вплоть до старшего поколения.
      Все бабы без мужиков. Мужики, которые тут были хлопцами, уже поумирали.
      А дети все уехали.
      Те семьи, что остались, (штук 5 их, которые не дачники), как и прежде, держатся вместе, вместе вскапывают, пропалывают, удобряют, вместе ходят в костел, а в промежутках - к Стасе на молитвы, она знает все "святые ружанцы". Вместе встречают паломников, готовят им. И пр. и пр. Вот не знаю, как на праздники, наверное, это уже не вместе, а по своим хатам. Хотя, думаю, и это вместе. Былого ухарства правда, не вернешь. Ну... тут виновата диалектика :)))
      Лен, давай сюда рецепт! Вон и Наташа заказывала. А то обещают тут...:))))

      Удалить
    2. Нда, впервые такое, чтоб я достала свою "консервную" тетрадку в январе.
      Итак:
      1. Кладёшь в банки свои любимые травки, листики и специи. Мои любимые - базилик, 2-5 гвоздики и несколько горошин душистого перца. Закладываешь помидоры.
      2.Засыпаешь в банку соль и сахар: на 3хлитровку - 12 чайных ложек сахара, 6 чайных ложек соли.
      Я консервирую всё в литровых банках, значит на литровку 4 чайные ложки сахара и 2 ложки соли.
      3. Кипятишь воду, кипящую заливаешь в банки, прикрыла крышками, пусть постоят, остынут.
      Потом сливаешь с банок воду в кастрюлю( удобно сделать в капроновой крышке дырочки), но есть и специальные крышки с дырками в продаже.
      Кипятишь этот маринад ещё раз, снова кипящим заливаешь в банки,остывают слегка. И в третий раз сливаешь маринад с банок, кипятишь, его заливаешь в банки, в банку добавляешь уксус - 6 столовых ложек на 3хлитровку, 2стол.ложки на литровку. Банку закручиваешь, вниз крышкой и под одеяло на сутки.
      Вода конечно выкипает слегка при кипячении, добавить при необходимости.
      Рецепт простой, всегда получается и не надо долго высчитывать пропорции соли и прочего.
      Так же делаю и огурцы, но сахара в них столько же, сколько и соли - 2 чайные ложки на литровку.

      Удалить
    3. Леночка, ну всегда что-то делаешь впервые (хихихи), спасибо!! (по мне - так рецепт совсем не простой).
      Обязательно попробую сделать ...стыдно призначаться, что ни разу не консервировала, только огуречная засолка в моем активе. :(((( Но зато крышка с дырками и "носиком" у нас есть, и не одна!

      Удалить
    4. стыдно не "призначаться", а признаться, хотела написать. (интересно, почему у меня нельзя исправить комментарий после того, как он опубликован?... ?

      Удалить
  9. Марина, доброго дня! Прочитала, словно песню прослушала на белорусском языке. Как печка горит, полешки потрескивают и такой уют! Представляю, как капустка хрустит с клюковкой. А что у Альбиновны на сковороде жарилось? Помидоры -раз залить, потом слить и ещё раз залить-знакомый рецепт)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, жарились блинчики (ням-ням) и потом бекон - до шкварки (слюнки текут при воспоминаниях). Шкварка к бульбе и хрену. :)))))

      ...Ну вот, всем понятно, что слить и что залить. А мне непонятно. Я никогда помидоры не мариновала. Мама все делает у меня. НО она ничего не сливает. вроде... Или сливает? ...
      Наверное, в следующем году придется все делать мне.
      Пора начинать все это осваивать.

      Ирина, а по поводу того, что вы мне в письме сказали, про 13-е... это ведь не просто так - когда в праздник. Это только хороших людей в праздник призывают. Значит, им там будет хорошо. Ну... так говорят. И я с этим согласна.

      Удалить
    2. Марина, о 13-м, что в письме-и я согласна.
      Помидоры один раз заливают просто кипятком, некоторые -два раза заливают, третья заливка-маринад.Специи, травки, соль, сахар, лимонная кислота(предпочитаю!) или уксус. Марина, можно спросить у мамы своей или интернет нам в помощь. Шкварки! Это же такая вкуснятина! Ах, мечта!
      Снова посмотрела фото, "послушала" речь Альбиновны-так тепло на душе) Моя бабушка, чистокровная украинка, до конца дней, говорила на своей мове...жаль, что старшее поколение ушло, уходит...всем нам-жить долго!!!

      Удалить
  10. КАк бальзам на душу этот твой брифинг. Все верно говорит Альбиновна, раньше было интереснее и неплохо жилось, потому что другого и не знали.
    Вот ты, Марина, выбралась в деревню с родными и даже погадать удалось и самое важное, к старушке попала в гости. И ей радость и тебе интересно , думаю.
    Я читала и как -будто слышала речь Альбиновны . И почти все понятно, потому как я с Брянщины. Многие слова мне знакомы, только немного по другому произносятся.
    Спасибо тебе за репортаж!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, пожалуйста. :))
      Мне приятно было "взять" с собой как можно больше людей - если те, кто прочтет, почувствуют себя хоть немного "с нами", так и здорово.
      Слова там произносят на свой лад. Такие как, к примеру, русское слово "было" - ударение у нас на последний слог.
      Ну... мы же рядом. Брянщина, Смоленщина. Мои свекры со смоленщины, а говорят с абсолютно белорусским акцентом и многие слова белорусские - чистая белорусская трасянка, смесь русского и белорусского. Границы переносят, а народ остается. И говорят везде, кто, как может и как хочет. И Слава Богу.
      А гадали мы дома, накануне. (на воске) Бревно за гадание не хочу считать. Попалось какое-то ... абы что :))))
      Жаль, что праздники заканчиваются и наступают будни: без чертовщины, гаданий, елок и прочей прекрасной чепухи...

      Удалить
  11. Марина,

    Как же я обожю твои деревенские зарисовки!
    Так ты смачна всё пересказываешь! :)

    И от меня передавай Альбиновне привет и пожелания крепкого здоровья! :)

    А новый год обязательно будет лучше. Это я тебе без гадания скажу! ;)

    ОтветитьУдалить
  12. Таня, спасибо!
    Про новый год я тебе поверю.Ты со своими смачными блюдами ни разу не обманула. Я не все, конечно, изготавливала, :))) но то, что сумела состряпать по твоей наводке, всегда было вкусным.

    Так что смачного нам всем нового года (наколдую в эти волшебные дни святок).
    С последним тебя праздничком в этом зимнем марафоне - сегодня уже крещенский сочельник, завтра - купаемся в святых водах и - вперед, в будни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина,

      Вот и замечательно! Я очень-очень рада! :)

      Давай, гадай, чтобы у всех мечты исполнились и чтобы всем было смачна-смачна в этом году! :)

      Удалить