вторник, 8 ноября 2016 г.

Моя молодая бабушка.

Я в шоке. Не в плохом смысле, а наоборот, в восторге.
Случайно, перебирая старые какие-то бумажки, трудовые книжки, какие-то членские билеты, ДОСААФ и пр. пропуска,  я обнаружила фото своей бабушки. 


Кто бы мог подумать, что это фото было просто приклеено в рабочую книжку, - в какой-то старый документ, где от руки написано про бабушкину довоенную работу.
Эту синюю картонку - "Книжка работающего" -  я и раньше тыщщу раз видела, там  все разграфлено и вписаны какие-то сведения о перемещениях по службе.  Я знала, что там написано, но особо не листала, все эти графы не просматривала, я и так в курсе, что бабушка  трудилась на ткацкой фабрике.

В этой синей картонке фото даже не было предусмотрено. Фото ведь обычно на первых страничках, если оно в принципе там должно быть!
Книжечка валялась в коробке столько лет! И никому не пришло в голову долистать ее до конца.
                                                                              ***
Коробка с "архивом", как мы ее называли, известна мне с самого раннего детства. В коробке раньше были еще и облигации, которые детям категорически запрещено было трогать, но мы все равно трогали, играли даже,  как будто это наши детские  деньги. Нас ругали, отнимали перетянутые лентами большие облигации, снова складывали в коробку и снова прятали в шкаф.
Родители надеялись когда-то  с этих облигаций вернуть вложенное. Но так и не вернули. При капремонте (они временно переезжали лет 27  назад)  кто-то  все эти перевязанные ленточкой стопки у родителей спер. К тому моменту облигации уже не особо и жалели.Я думаю, бумажки были уже бесполезными -  конце 80-х  кто бы их  конвертировал в деньги?

В коробке остались в общем-то, ненужные вещицы, даже не вещицы, а ненужные ксивы-"корочки"  - отголоски прошлого, бумажки, которые никто до сих пор не решился выбросить, но уже десятки лет и не перебирает даже. А мы - я, брат, сестра  уже сами себе такие коробки насобирали - уже со своим "архивом", своими пропусками-ксивами. У  меня в моей коробке  полно всяких удостоверений от разных СМИ, разные бэджи с разных знаковых пресс-конференций, посвященных знаковым событиям в стране.... блокноты с записями, по ним новейшую историю можно сверить, мои некоторые газеты, статьи еще из 90-х. Интересно, будут ли это хранить мои внуки? гм...
...Впрочем, я не об этом хотела.
А о находке.
Моя бабушка, как я ее помню, была такая.


Это брат рисовал - ему на 2 курсе было задано к зачету рисунок карандашный сдать, и брат рисовал нас всех подряд, когда мы сидели у телевизора, всей семьей. Я еще была десятиклассницей и прекрасно помню тот день. По телеку шел какой-то фильм, и мы все сидели в зале - смотрели. Отец в кресле, мама - за столом, чай пила, я у батареи, на низенькой скамеечке, холодно еще было, помню. А бабушка - одна, как барыня, расположилась на диване. Она получилась у брата настолько похожей на себя реальную, что мы, когда бабушки не стало, эту картинку чуть не рвали друг у друга из рук, чтобы повесить в рамочку - каждый у себя. И хотя лица не очень-то и видно на рисунке, даже и глаз как-будто нет, здесь, образ - 100-процентно узнаваемый.
Есть, конечно, и другие фото бабушки, когда она уже мать, потом - такая, как я теперь, и еще позже - такая, какой ее помним мы, внуки.
Но никогда я не не видела (и не представляла даже), какой моя любимая, родная, самая дорогая на свете бабушка была в молодости.

Я так хорошо ее знала, ведь я прожила с ней в одной комнате 20 лет, пока не ушла в замужество. И я думала, что бабушка в юности была пампушкой потешной, какой-то "кумушкой", хоть  мама и отрицала это, утверждая, что бабушка была в молодости элегантной и стильной. Бабушка, надо признать, и в старости любила красиво одеваться, она покупала ткани и шила на заказ. Только ходить ей особо было некуда, и я помню ее в основном  домашнем.

Мама не раз говорила, что где-то есть фото, где ей 17 лет - единственное фото  - "она в шляпке", но мы так и не смогли его найти и уже не искали.
И вот так неожиданно.
Я нечаянно раскрыла книжку с конца и на последней странице, вернее даже на внутренней стороне  корочки увидела бабушку, где "она в шляпке".
Она тут чем-то похожа (не лицом, а по стилю - одеждой) - на невесту Шарикова из фильма "Собачье сердце" - похожий воротник и похожая шляпка. (надо, кстати фильм пересмотреть - классное кино и вообще - по тексту классная вещь)...



Н-да.... удивительно. Какая красивая....
Наташке поручено сделать из этой фотографии нормальный портрет.

15 комментариев:

  1. Знаешь, что первое сказала я про себя? Вернее сказалО ТО, что мы называем внутренним голосом. 'Справедливость восстановлена!' Мне всегда казалось несправедливым, что людей помнят такими, какими они были в последние годы, часто больными, слабыми. Они ведь были молодыми, здоровыми и красивыми! И вот твоя бабушка - именно такая! это просто здорово! Думаю, она была бы счастлива узнать, что вы теперь знаете, какой она была! Она красивая! Прямо смотрит в глаза открытым взглядом хорошего человека. Я очень-очень рада! И ещё: брат твой - талант!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Именно несправедливо, Таня! С нашим поколением уже таких проблем нет, но вот бабушки-прабабушки, а равно и деды - у многих в памяти такие, что трудно представить, какими они были в 17 лет, когда вся жизни впереди, когда мечты, планы, начало "плавания". Когда вот такой взгляд... Как же ты верно обратила внимание - так смотрит прямо и просто. И все ей к лицу, даже эта дурацкая шапка с бантиками. :)))
      Брат кстати, архитектор, а не художник. Жаль, что он не рисует - есть несколько студенческих набросков и картин небольших (маслом) - но это, потому что у них был курс рисования и нужно было сдавать экзамены. :)

      Удалить
  2. Ух ты!!Вот это сюрприз из прошлого!!!!Это же так здорово,интересно!!!
    Бабушка такая красавица!!!!!И как хорошо,что сейчас стала доступна реконструкция старых фото!!! а брат молодец,так нарисовал классно портрет,умница!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лен, сюрприз - тебе не передам словами какой. Я просто остолбенела, когда увидела эту приклеенную карточку, не поняла даже сначала что это, кто такая! Потом такое чувство - мурашки по телу: это что ж ... неужели то самое "фото в шляпке"? Когда, наконец, дошло, - кинулась звонить всем родным. Прям бенефис.

      Удалить
  3. Марина,
    фотографией заняться обязательно, такие вещи - на вес золота.)
    Бабушка - красавица, безусловно. Замечательный овал лица, аккуратный носик,пухлые губы. Эталон женской красоты.
    А так, да...есть сходство с машинисточкой Васнецовой). Особенно кадр в начале, когда она шарику кусочки еды протягивает.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лен, я вот смотрела на фото и думала: почему же мне не досталось аккуратного носика и овала...
      Кстати, бабушку на родине называли не Наталия, как там принято называть Наташ любого возраста, а Наля. Мы ездили с ней в ее края, спустя много лет, она волновалась, узнают-не узнают, все такое. Но в первом же доме к ней кинулись со словами: Наля-Налюша! Я так удивилась! Какая еще Наля? Наталия Андреевна ведь. А оказалось, ее всегда там называли только так - нежно и даже в тот наш с ней приезд, ее, уже бабушку все называли только Налей. Мне так понравилось это, что я и дочку младшую сделала Наталией и называли мы ее тоже Налей, но - лет до 15-ти. Потом она уже из Нали незаметно как-то превратилась в Наташку.:)Мне, правда, это имя в любом варианте нравится.

      Удалить
  4. Как мы с возрастом начинаем сильно ценить всё вот это... понимаем, что человек жив до тех пор, пока он в памяти своих близких.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, точно, Люда, точнее не скажешь. Пока помнят-рассказывают - будешь живее всех живых.

      Удалить
  5. Я про бабушек и красиво одеваться. Вспомнила про свою.
    Она уже жила с нами в Минске, а значит, ей уже было за 84. Вышла как-то я из квартиры. Вспомнила, что что-то забыла. Не прошло и минуты, короче. Захожу. Моя бабушка, которая еле-еле передвигалась по дому с помощью двух палочек, уже стоит в прихожей перед зеркалом. И невозмутимо заявляет: "Хотела посмотреть, подходит ли моя розовая кофта к синей юбке". Палочек по близости не оказалось. Немая сцена, короче. ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ВООООТ! как это здорово, Надя, как же это правильно! Нужно втемяшить себе в голову (когда лень бывает подобрать кофточку к юбочке) - пока ты об этом помнишь, все в норме, а как только забыла в себе женское, все - конец всему интересному. ...Пойду-ка я личико кремом намажу, а то овал куда-то вбок пополз.

      Удалить
  6. Как хорошо, что сохранилась эта фотография!
    Как хорошо, что можно передать это другому поколению!
    Как хорошо, что есть и будет жить память!
    Бабушка красавица!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, я даже подумала: сам факт, что это фото так неожиданно нашлось - и оно единственное, весу придает бабушкиной молодости. Все (мы) кинулись рассматривать, копировать фото, и все хотят воткнуть его в рамочку и повесить у себя. А моя мама сразу стала находить сходство с собой в 17 лет, рассказывать очередные партии воспоминаний, да свои присовокупила (и фото и факты), в общем, все рады.
      А ведь, казалось бы, какая мелочь - ну фотокарточка, и что?

      Удалить
  7. Как здорово! Это просто подарок всем вам! Я мечтаю о таких вот находках. Мои родители много фотографировали в молодости, и многие фотографии я просто помню, но увы! В детстве мы с братом "играли" с фотографиями, обрезали разными фигурными ножами(специально для фотографий были такие), часто резали так, что ничего не оставалось. Представляю сколько вот таких фото мы повыкидывали!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Наташа, ну какие же вы с братом "плохиши" :))) Но ведь и осталось же что-то(надеюсь), если много фотографировали?
      Я хочу сделать книгу из маминых воспоминаний (она сама написала о нашему требованию, но надо разбить на главы и иллюстрировать). Так вот с иллюстрациями проблема. Старых фото практически не осталось. Мы ездили не так давно - по родственникам искать, ничего не нашли. НИКТО ничего не сохранил. У кого на чердаке отсырело -выбросили, у кого вообще... не знают куда делось, плюс война. Очень жаль.

      Удалить
    2. Да, уж это точно! Конечно кое что осталось, да у родных отсканировала. У меня сейчас целый альбом. И родословную я пишу, все что помню, что узнаю из архивов. Это бесконечное дело, я уже несколько раз переделывала, а сейчас фото вставляю. Но это у меня периодически, накатывает.

      Удалить