понедельник, 28 ноября 2016 г.

Трудно терять


Это одно из первых  посещений моей деревни, - тут я с Петей, он молодой и веселый. И все у нас с ним дружно и классно.  Фото я нашла у себя в одноклассниках. Я и забыла про него...


Никогда у меня не было больших собак, и я вообще не собиралась их иметь. Возиться с ними, кормить, лечить и заморачиваться.  

Я бы в жизни не стала связываться с этаким псином.  Петя как-то сам вошел к нам с дом, непонятно каким стечением обстоятельств - как-то так закрутилось, пожалели, привыкли - вот он и затесался не только на жилплощадь, но и в душу. 

Его притащила Наташа - в добрые, видишь ли,  руки! А он буквально ввинтился в нас - особенно в меня - приклеился, сделался удобным, нужным, и...
... попробуй теперь без него....
Странное существо. Идеальное. Комфортное. Психотерапевтическое. Компанейское. Чистая любовь. В чистом виде.
Я не знаю, как мне перестать плакать. 
Я очень привязалась, привыкла к нему. 

Позавчера наш пес Питер умер.
Не дожил до 10-ти лет.
Мне до сих пор мерещится, что он рядом - то, вроде, вздохнул, то поцокал коготками по паркету - привычные звуки. Но этих звуков уже не будет. Притихла даже нахальная  такса. Ее вообще не узнать. Неужели из-за того, что Пети нет? Трудно это представить.

Мы спасали его целую неделю. Всеми средствами, которые только были возможны. И не смогли спасти.

...Я собралась в деревню - в прошлый понедельник. Хотели поехать с сестрой - она придумала мне там "интерьер будущий выстроить".  Она это дело любит.

А накануне Питер был опять какой-то вялый. Учитывая его проблемы,  я решила  все-таки перед отъездом (на неделю ведь хотели в хате забуриться)  свозить пёса  на очередную биохимию и прочие анализы сдать, чтобы, если что - Наташа могла пролечить уже привычно, - и в принципе, чтобы мне быть спокойной.  Я была уверена, что это не очень серьезно.
Но оказалось, биохимия катастрофически плохая.

Конечно, никуда мы не поехали.  А к вечеру пес стал стремительно сдавать.
Я не думала, что все будет так, как было. Что так тяжело все.... Что трое взрослых людей бросят все дела и будут заниматься только умирающей собакой. Сначала мы думали, что Петя справится, и мы с ним снова выкарабкаемся. Не потому, что мы дураки и считаем, что собака будет жить вечно, а  потому что очень хотелось, чтобы он остался с нами еще -  хоть годика на два.
...Я, Наташа и Саша ревели вроем. сидя на полу рядом с Петькой,  После клиники, несмотря на обилие прописанных лекарств, надежда стала таять. Мы все равно пичкали таблетками, но больше гладили. ласкали и прочее в таком роде.  Он боролся, как мог, Хорошо, что он перестал узнавать нас, он все время смотрел в одну точку, не слышал, не реагировал, а все рвался встать и пойти в укромное место - умирать.

Если бы он смотрел мне в глаза. зная, что это я, я бы от этого взгляда, от бессилия и невозможности помочь, сошла бы с ума.
Но он не видел меня, то есть, уже не понимал, не знал,  кто я, кто мы. Он знал, что он - больной пес, а собаки стайные существа.  На инстинктах это - первое, что действует мобилизующе. Мозг нашей собаки уже недополучал углеводы и еще чего-то не хватало в крови. И поэтому он стал терять и силы, и разум. Пес стал жить только на  инстинктах. А инстинкт ему велел убегать - в стае больных не держат, надо уйти и спрятаться.
Уйти и где-то там тихо умереть.

И он вставал вновь и вновь, рвался уйти, падал, пытался снова встать, ноги расползались.... он искал щели - между диваном и стеной, за тумбой, под столом, но больше бился в дверь.  Мы его возвращали на место, потому что его ноги совсем не держали, и он больно ударялся. Координация нарушилась полностью, он все время падал. Мы закрыли его в зале, обложили всю комнату одеялами и подушками, он тыкался в них и все щемился и щемился в узкие места, падал и замирал на время - отдыхал. Потом он уже не мог вставать. Просто лежал и смотрел в никуда. Потом....
Потом мы даже просили его : уходи уже, умирай, пожалуйста   ...очень трудно.   Последний день был трудный. Но внешне он совсем не изменился.

Он был красивый и милый даже мертвый.
Последние два дня (после потери своего любимца) я не могла выйти из дома, потому что лицо так опухло от слез, что глаза толком не открывались.

А Наташа вчера  сказала ужасную вещь, от которой мы втроем,..

- Мама, - сказала Наташа, -целый  год мы только и делаем, что хороним. Сначала умер один  наш дед, потом его собака, потом умер отец, потом второй дед. Бабушка ... она уже 2 года на ниточке, но ведь чуть не умерла в сентябре, и страшный прогноз в отношении ее мы знаем. Столько горя (да еще за такой короткий срок)  в моей жизни еще не было. Но...
- ...что но? - спросила я, хотя уже поняла, что именно она хочет сказать.
-...  но такого ужасного стресса, как из-за Пети...

Совершенно обалдев от  истинности этих слов, помолчав ...мы растерянно переглянулись. Действительно, эта неделя была у нас просто кошмарной. А уход Пети  и нашу реакцию на это все... я не решусь даже описать, не потому что не сумею, а потому что буду опять все это заново переживать и опять будут литься слезы. они и так -  сами - текут беспрерывно. Даже сейчас.

- Вопрос - почему так?  - продолжила Наташа. - Вот у меня недавно умер отец, И мы все сосредоточенно занимались формальностями, Похоронили. Но я не билась в истерике.
- Ты просто давно уже не жила с отцом, ну и вообще.., сама понимаешь, ...гм... -  поэтому.
- Но ведь он же все-таки человек, а не собака!


Я не ожидала такого поворота и вообще таких мыслей от дочери. Но  попыталась найти объяснение - почему мы втроем  "бились в истерике" целую неделю не из-за человека, а...  не желая терять именно эту конкретную собаку. (Не уверена, что права, в этом своем  объяснении. Поэтому и озвучивать его не стала).

Я сказала уклончиво:
- Просто мы за почти 10 лет настолько срослись с присутствием этого великолепного животного, на автопилоте так естественно с ним  разговаривали, что уже, наверное, даже  забыли, что это - не родственник, а всего лишь обычный домашний пес,
Сказала я это и на автопилоте же и добавила: "Да, Петя?"

Но Пети уже не было.
Он лежит в лесочке рядом с дачей.
Так хочется дотронутся до его теплой, такой славной башки.



38 комментариев:

  1. ...Марин, сочувствую очень...трудно терять...

    ОтветитьУдалить
  2. Ох, Марина...(
    Мои соболезнования.
    Тяжелый год 2016, високосный.
    Держитесь.
    Петя, хорошей охоты за радугой.

    ОтветитьУдалить
  3. Марина, как же тяжело, соболезную тебе. Наши питомцы любят нас совершенно бескорыстно и безоглядно, просто любят и всё, только за то, что мы есть, поэтому так тяжело терять такую любовь.

    ОтветитьУдалить
  4. Сочувствую, Марина. А реакция такая, может, потому, что люди всё-таки самостоятельны, они хоть в какой-то мере, но от нас независимы; собаки же - полностью наши, полностью нам преданы, безусловно и безоговорочно нас любят.
    Какой тяжёлый этот год для вас! Сколько сил надо. Светлая память вашим родным. Пете - признательность за его хорошесть. Славный он.

    ОтветитьУдалить
  5. Марина, читаю и плачу...только ты так можешь написать до мурашек по коже, до слёз...прощай, пёс, умная, красивая собака...а какие могут быть слова утешения!? Все уходят, и люди, и животные,которых любим. Первую твою запись прочитала 16 февраля...обнимаю, скорблю вместе с тобой. Казалось бы, виртуальный друг, но как иногда не хватает пару строк, прочитанных на мониторе :"Вот она, Марина, здесь..."

    ОтветитьУдалить
  6. Фотография такая хорошая! Пусть в вашей памяти Петя всегда будет таким!

    ОтветитьУдалить
  7. Марина, очень понимаю и ощущаю Вашу боль. Мы 2 месяца назад похоронили нашу любимицу, которая была с нами почти 14 лет. Наша эрделька-сарделька Дилли тоже болела, но хотелось ей помочь и ждали чуда. Увы... Сначала думали, больше никогда, но на второй день решили взять щеночка и стало легче. Теперь ждем... Хотя все равно слышится, думается. Наши питомцы огорчают нас один раз своим уходом, а радуют каждый день.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, вы совершенно правы. Уход надо пережить. И это горе не перевешивает тех почти 10-ти лет, в течение которых пес фонтанировал позитивом. Если бы он прожил 14 лет, как ваша эрделька! Я бы себя не винила, что не усмотрела в деревне, что, видимо, там он чем-то отравился или был укушен и печень через полгода в итоге отказала. Этот уход для нас, не сумевших уберечь, был тяжел особенно, потому что теоретически пес мог еще жить. Внешне он был очень молодым и шустрым, таким доброжелательным попрыгунчиком. Никто не верил, что он такой взрослый. Он мог бы еще жить.

      А по поводу замены - вы опять, видимо, правы. мои дети уже тоже ищут для меня другого пёса - ползают по инэту- ... не покупать, а кого-нибудь выручить - "в добрые руки". :)))Но я пока все-таки не могу. В доме есть еще такса, но она - не моя, душой не моя, хотя раньше у нас всю жизнь были только таксы. Да и не видно таксицы с момента смерти Питера. Сидит, как мышь, под одеялом, а я... все еще реву. Совсем не могу справиться. Спасибо вам.

      Удалить
  8. Марин..собаки они самые лучшие люди...они так зависят от нас.
    Мой пес прожил 13 лет, снился мне часто, у нас была любовь...через 7 лет я осмелилась взять кота и мой собак успокоился и больше не приходит во сне...реинкарнация...решила я. Кот очень похож характером на него.

    Петя всегда будет с вами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо. Мне мой "человек" не снится. Я, правда, совсем не могу заснуть пока. Надо переключиться. Я сегодня резала тряпье весь день - на квардраты. Совсем не умею, но хочу сшить из лоскутов, не как ты, но ... как-ниудь. Представляешь?

      Удалить
  9. Марина,соболезную!!!Мы то уже приросли к Пете...Земля ему пухом...Жаль...Крепитесь,вот такая жизнь...

    ОтветитьУдалить
  10. Марина, как я тебя понимаю! Соболезную, прощай Петя!...

    ОтветитьУдалить
  11. Марина, сочувствую всем сердцем. Недавно прошла через это. Я тоже привыкла к Пете. Пусть его место не останется свободным. Держитесь.

    ОтветитьУдалить
  12. Ответы
    1. Спасибо, Галя. ( Я тоже реву, блин опять. Никак не решалась начать отвечать на ваши добрые слова, думала разревусь снова. Шарахалась от компа. Потом решила ответить немноголословно..., просто поблагодарить и на другое переключиться.
      И вот результат. Реву опять. Вся уже опухла.

      Удалить
    2. Марина, лучше реветь,так боль вымывается слезами. Хуже , когда душа рвется на части, взрывается внутри.
      В один момент слезы высохнут и боль уйдет постепенно.
      Не торопись сновым другом, ему нужна твоя любовь, а не воспоминания.
      оБНИМАЮ.
      Напиши мне в емейл твой адрес- пошлю открытку тебе.

      Удалить
  13. Марина , прими и мои искренние соболезнования...больно терять родных и близких...
    и пусть тебя согревают воспоминания ...

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо, Оля, я уже потихоньку прихожу в себя. )) В конце концов, Петя прожил счастливую жизнь с нами, хоть и болел.

    ОтветитьУдалить
  15. крепитесь... тяжело но нужно время чтобы полегчало...
    Пете очень повезло с Вами а Вам с ним...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Камилла. Действительно, время все поправит. ))

      Удалить
  16. Эх, Марина, тяжкое испытание вы прошли!
    Но куда деваться, если такое неизбежно? Сочувствую всем сердцем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, умом понимаю, конечно, что неизбежно, что собака не черепеха и, сколько отпущено, столько и живет. Но ужас, как привязываешься...
      Особенно, когда такой получается симбиоз, как у меня с Петей. С полуслова, с полувзгляда.... Идешь по улице, он впереди, я ему - але, подожди меня, станавливается, оглядывается , ждет. Скажешь - не туда! поворачивается и смотрит в другую сторону, потом на меня. Скажешь: ну чего насвинячил, аккуратнро кушай, - оглянется, и медленно начнет колупаться в тарелке... роши начнет слизывать, или с руки еле-еле рот раскроет и двумя зубками возьмет, "аккуратно"... Или скажешь: эх Петюня, грустно мне, он сразу припрется и - башку на колени - "жалеет".
      ...и так могу бесконечно примеры приводить... Ну как это объяснить? Команды командами, но он просто речь, даже интонации понимал. ...Внук был у меня - когла совсем еще маленький, приезжали в Минск с ним, я гуляла с коляской и с Петей. Сяду на самейку у реки, а коляску к дереву - в тень, так пес ляжет не со мной рядом, а - с коляской и, как только оттуда хоть шорох, - сразу голову на меня, или вскакивает - иди, мол, посмотри, что там... НИКТО НЕ УЧИЛ! эх... ну пусть он в собачьем раю на радуге гуляет...

      Удалить
    2. Как здорово ты про Петю написала!

      Удалить
    3. н-да... Галя, написать-написала, а на улицу вечером с осиротевшей таксой гулять не хожу. Там соседи, у которых собаки, сразу спросят: а где же НАШ Малыш?... и вот не смогу даже рот раскрыть, чтобы не письменно, а устно выдавить из себя, где малыш... Слезы все еще капают, как подумаю, что его снегом уже занесло.
      Малыш в том леске, где я луки дикие выкапывала. Только ближе к даче - на полянке среди сосен. В том весеннем посте про луки-кору, на фото, есть это место, там еще просто мох, никакой еще могилки, засыпанной снежком.
      ...Видела сегодня лабрадоршу Аниту - нашу подружку, Петя ее обожал (12 лет, а жива-здорова), я припустила со всех ног, чтобы не встретиться, чтобы хозяйка Аниты не спрашивала, чтобы не отвечать.
      Ну, да ладно. Эта страница перевернута. А какова эта собака наощупь, ее тепло, я никогда не забуду.

      Удалить
  17. Марина,

    Сочувствую...
    Терять любимых спутников очень тяжело!
    Держитесь!

    А Пете хорошо сейчас в собачьем раю. Он там не болеет.

    Обнимаю

    ОтветитьУдалить