пятница, 17 июня 2016 г.

Вышивки, ткачество, шитье - не ожидала, ноги сами привели.

Вчера пошла к сестре.
Она купила квартиру не так давно - поблизости от Лошицкого парка. Мы пошли в парк  гулять и заглянули в старый  усадебный флигель.
И там я увидела такую вот красоту.


 Лошица — это усадебно-парковый комплекс 18—19 веков в Минске.   Это бывшая усадьба Любанских. Говорят, на территории Лошицкого парка в 10—13 столетиях стояло большущее городище, оно раздробилось на ряд поселений: Лошица Большая, Лошица Малая, Лошица Горностаевская. В конце 16 столетия здесь размещались дворы Лошицкий и Старая Лошица, которыми владели князья Друцкие-Горские. Про это особенно нигде не написано, нет никаких документов.
 Подробно с фактами можно рассказывать только о поздних временах и конкретно о самом здании лошицкой усадьбы. И эти материалы (первые) датируются 16-м веком. Тогда эта территория принадлежала Василию Юрьевичу Толочинскому,  с 1557 года — уже князьям Друцким.
 Сам  парк был заложен во второй половине 18 века

Сейчас он такой: 

И парк и усадьба - все создано графом Станиславом Прушинским (это был королевский генерал-адъютант, кавалер польских орденов). Прушинский перестроил старую усадьбу в целую резиденцию.


 А в последние 20 лет потомок Прушинских Александр захотел получить эту резиденцию себе. Кроме того, он пару раз баллотировался у нас в президенты – смешной такой дядька 80-ти с чем-то лет. Журналисты его хорошо знают у нас. :))))  Было время, он регулярно ходил по редакциям и еще - в  парк и в усадьбу (особенно зачастил после реставрации).
Ходил - в качестве именно потомка. 
Пока ему не сказали: 
- Хватит ходить, комнаты все равно не отдадим, и бесплатно больше не пустим! Билет покупать надо - за вход в музей! -  (теперь это музей). 
Ну… вроде, он ходить перестал.  Вообще у нас, в отличие от Прибалтики, собственность бывшим владельцам не возвращают (а зря – например, надо было вернуть все Радзивиллам, если бы вернули, они бы в своих владениях порядок бы бережно навели). 
Но Прушинские не  были последними владельцами Лошицы. Хотя Любанский - какой-то тройной внучатный племянник нашего сегодняшнего активного дедушки -графа. Этот наш дед по сей день называет себя графом, но, говорят, не имеет никаких  документов или хоть других старых бумаг, и потому - никаких, вроде бы, официальных прав у него нет. Хотя... ну граф и граф, никто ж не отрицает его родства. Все знают, что он какой-то там родственник. 

Ну... верят-не верят, он на это плевать хотел и все равно ходит гоголем, важный такой, безобидный и неизменно веселый -  то в галстуке и перстнях, то в польской военной какой-то форме... такой забавный персонаж.  :)))
Просто такой вот городской... наш чудак.

Но вернусь к истории (для порядка). 
В 19 веке, благодаря предприимчивости племянника  (не нашего чудака, а старинного Прушинского) - Евстафия Любанского, Лошица  стала образцовым хозяйством Минской губернии. Графский дом перестроился в стиле «русский модерн», а рядом имелся двухэтажный флигель для управляющего и гостей,  плюс есть в парке древняя кирпичная сторожка, винокурня на берегу пруда (ее продают, чтобы кто-то восстановил здание), корчма, трехэтажная каменная мельница, и уже восстанавливается княжеская каплица. 

Евстафий Любанский имел симпатичную молодую жену Ядвигу, славился пристрастием к садоводству и науке (в парке высаживал саженцы, привезенные из разных стран, проводил эксперименты по скрещиванию растений). В 1925 году  в усадьбе создали белорусский филиал Всесоюзного института растениеводства (возглавил Вавилов. Он же заложил огромный сад, посадил немало экзотических растений (магнолия-кобус растет до сих пор и чудесным образом не вымерзает). Есть  маньчжурский абрикос, липа крымская, лиственница даурская, гортензия Бретштейрера и прочие не наших широт красивости.

В 30-е годы на территории парка  расстреливали людей. Также здесь, прикрываясь вывеской сельхозинститута, проходила обучение диверсионная бригада белорусских чекистов, потом их забрасывали в Польшу в качестве «народных мстителей». Чего они там делали и как "мстили", я не знаю. Бог им судья. 

Во время войны в усадьбе квартировала верхушка немецких  оккупационных властей. После войны Лошицкий парк был отдан под сельхозугодья совхоза «Лошица». Несколько совхозников заняли полуразрушенный флигель и домик управляющего. Когда в 1988 году Лошицкий парк был объявлен памятником истории, культуры и архитектуры, их переселили. ...Ну, вроде - все (из того, что я знаю).
                                                                      
                                                                          ***
В этом  чудесном историческом месте мы с сестрой и удумали вчера погулять и посудачить. Пошли, стало быть,  в парк, благо он рядом с сестриной новой квартирой. Но тут начался мелкий дождик, и мы зарулили во флигель, это - бывший дом управляющего, он же - для гостей графа, он же -  бывший дом, где проживали будущие  чекистские «мстители» и там же жили "совхозники" и "совхозницы".


И вот в этом флигеле я увидела такую красоту, ради которой этот пост (добралась-таки до сути!). 
(Фотографировать там не разрешают, но экскурсоводы были заняты со школьниками, а мы с сестрой пристали к смотрительнице с вопросами, и та расчувствовалась, стала рассказывать, откуда тут все эти ткани-вышивки (некотоые из экспонатов принесли люди, которые просто не хотели, чтобы их дети-внуки выбросили или использовали в хозяйстве старые рушники, вышитые и тканые их пра-прабабушками).  
Смотрительница с большим волнением (что меня поразило), рассказывала, как ткали, сколько  «постилкам»  лет и пр. и потому не заметила, как я тихонько  кое-что пофотала.  


эта занавесочка приделана к кровати, которая показана у меня в начале поста. От этой старинной кровати я пришла в неописуемый восторг.

Там такая наволочка на подушке:


Вот это покрывало не из флигеля, его принесла женщина, которая побоялась, что ее дети-внуки-правнуки не смогут сохранить и достойно представить в своем доме это семейное сокровище.




Смотрительница рассказала еще один случай, как к ним пришла какая-то старая тетенька и, расстраиваясь, поведала, что дети испортили старинное покрывало, тканое руками и потом еще вышитое ее прабабкой. Она отдала его внучке как реликвию. А потом, спустя год или два,  эта внучка за ней заехала, куда-то там подвезти. Женщина садилась в машину на заднее сиденье и обомлела: этим старинным покрывалом устелили все заднее сиденье, и по нему весь этот год или два скакали дети и собаки, перевозимые внучкой в этой машине.
Женщина ничего не сказала, глядя на порванное и затертое детскими ногами (естественно, в обуви) драгоценное (только для нее) полотно. Горевала долго, а потом пошла в музей поглазеть (он каз раз недавно открылся, а она живет рядом с парком).  Увидела  она эту кровать с покрывалом, вспомнила свое, рассказала об этом своем эпизоде смотрительницам и, вздыхая, сделала вывод:
- Лучше бы я вам отнесла  свое покрывало...

Рядом  с кроватью - столик со скатеркой, какая-то деревянная штуковина с традиционным рушником, сейчас таких рушников, с таким именно тканым узором, полно в сувенирных магазинах. Но этот, сложенный вчетверо  рушник - очень старый, хоть и выглядит, как новенький.



                                      И льняная кашуля.

Ну и вот еще - вышивки и прочие красивости:














Я так люблю такие вещи, что просто не могу оставаться равнодушной, сколько бы ни видела в разных музеях или у соседских старух в своей деревеньке Например, вот такой рулон хранит бывшая хозяйка моего домика Станислава Альбиновна:


и такие у нее в шкафу лежат полотна для скатерти, и она ни за что не соглашается мне продать хоть что-то одно из запасов. Вот таких. 



Похожее тканое руками (на станке деревенском) полотно я видела еще у одной соседки на кровати в качестве покрывала.


Ну и такого простенького у всех моих соседок по деревне много, я и сама находила у себя огрызки таких простых вышивок (показывала недавно свои жалкие трофеи). Только вот эта - не ручная работа, а  простецкая машинная вышивка на столовой дорожке.  

 Все это делали вот такие тетки. Это реальное фото бабенок-совхозниц, которые жили в этом флигеле и работали на опытных участках сельхозугодий института растениеводства почти 100 лет назад.


А это - пол в тех комнатах, где я все это фотографировала. Его никто не менял со времени постройки флигеля. более 200 лет. Кто по нему только ни ходил...


***
После флигеля и усадьбы мы с сестрой прогулялись по парку еще немного. 
Там  в специально отведенных для еды-пития местах было несколько компаний с шашлыками и прочей едой. Мы нанюхались и сами так сильно захотели есть, что чуть ли не бегом помчались в ближайший магазин, купили пельменей, печенья и зефира в шоколаде, притащились к сестре домой, нарубали еще и салата помидорно-огурцового со сметаной,  - самого простецкого, в пельмени набухали домашней острой аджики и тоже сметаны, съели все это за 5 минут с черным ароматнейшим хлебом с семечками, потом - чай со сладостями (я две чашки уделала, у сестры чашки маленькие, а я люблю большущие). 
Потом  мы еще немного посплетничали, попридумывали себе планы на лето....(предложенная география меня увлекла). 
                                                                                 ***
По дороге домой я думала: как это так неожиданно получился у меня такой интересный день? 

30 комментариев:

  1. А хвастаться можно? :) У нас дома есть пару таких льняных рулонов, которые моя мама всё пытается пристроить ко мне (не в виде рулонов, а сшить постельное бельё, например). Я называю это кощунством (им же под сто лет уже, наверное), а она хочет пустить в дело. И в чём-то она, ведь, тоже права...

    День отличный вышел! Мне как-то не довелось пока в Лошицком парке побывать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, я сама в первый раз там оказалась! Столько раз ездила и ходила мимо, и ни разу не пришло в голову завернуть под браму и прогуляться. Не могу понять, как это я умудрилась, я ж родилась в Минске. Просто привыкла, что там была "дырка" между относительным центром города и спальным отдаленным микрорайоном. Да и микрорайон там лет 15 назад только обустроили. Это ж было неухоженное заросшее место с каким-то там неизвестно какой ценности домом старым... Плюс легенда, что там утопилась какая-то (или утопили) неверная жена кого-то из прежних хозяев-панов. А сейчас же "дырку" обустроили и довольно прилично застраивают... Плюс усадьбу привели в порядок. Плюс сестра поселилась рядом. :) Вот я и завитала.
      ...Если бы у меня были такие рулоны, какие тебе мама сватает, я бы их хоть частично, но пустила бы в дело, но не на постельное белье, а на украшение постельного места. Или на скатерть или на окна - ну.. куда бы приглянулось. Хотя, конечно, не представляю, как бы я приблизилась к этому 100-летнему рулону с ножницами :)))) Тем более что я такая "мастерица", что только добро переводить с моим портняжным талантом :)

      Удалить
    2. День удался на славу Марина!
      Музей интересный, здорово, что он есть и за ним смотрят.

      Удалить
    3. Да, Настя, я тоже радуюсь, что все это местами сохраняют, и есть еще такие самоотверженные женщины-смотрительницы, которые не просто ходят туда на работу, а искренне дорожат тем, что в таких маленьких музеях есть.

      Удалить
  2. Марина, какой чудесный день! Какие дорогие сердцу впечатления! Спасибо!! Вот прям много-много восклицательных знаков! С интересом читала и поймала себя на мысли "надо, надо Марине сказать, что неделю назад мы купили грушку... и посадили... выведена она белорусским (-ой) селекционером (-шей ... как-то странно писать) Марией Мялик и сорт называется "Просто Мария". Что приятно - когда покупали я о тебе думала (мне приятно) ))
    Что интересно - девочка (грушенька) четырех-летка, приятно шелестит приветственно листочками. Буду ей теперь рассказы про родину рассказывать и уговаривать прижиться у нас ))) Лето у нас водное, думаю получится...
    А я у мамы отобрала два покрывала... ещё папина прабабушка делала... я всё у неё отбираю... ибо мама не любит "хлама", а я ... я видимо приёмная )))))) У меня стоит прабабкина прялка дома. Мне с ней уютно. Я помню, как бабушка пряла и меня учила... я всё помню... и как ползали одеяла с ней шили-стегали...
    Уф! Задела за живое ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, ну как же мне приятно! Кстати, сорта этой нашей селекционерки хвалят, я покупала много лет назад грушу у нас в Самохваловичах, где работала Мария Григорьевна. (вот не знаю, что с ней сейчас). Только я не позднюю грушу там покупала. Она много сортов вывела сама или в составе команды (я имею в виду Марию Мялик). В Самохваловичах у нас Институт плодоводства Академии наук. Туда у нас многие едут за сортовыми плодовыми деревьями.
      Пусть твоя грушка растет и радует плодами. Поздние груши хорошо сохраняются - до зимы. И с поздними грушами вкусно варенье варить - с брусникой. Я просто обожаю! Груши не разваливаются, а брусника дополняет горчинки и такой совместный аромат восхитительный! ммм...!
      ...Я тоже "хлам" люблю. И моя мама тоже его не любит :)))) И я, что успела прибрать к рукам, уже прибрала.
      И прялка у меня есть, только не моя, она мне с домом от Альбиновны досталась. А вот одеяла я не стегала ни с кем. А все мечтаю сшить и простегать. :)

      Удалить
  3. Марина, спасибо! Как- будто свежим воздухом надышалась. Все такое родное, живое, бесценное. Как хорошо, что еще сохраняются такие "места силы", как у вас в Лошице. Была в Минске пару раз, но не знала про такое. Ситуация везде одинакова- внукам бабушкино наследство ни к чему. А ведь эти вещи делались для украшения дома. Я тут видела на помойке открытый чемодан с вышивальными схемами и нитками. Жуть. Домотканое полотно- чудо! Это же обалдеть- своими руками каждую ниточку проложить!
    Дома уже экспонатов на целый музей- ковер, ришелье, вязаные подзоры, скатерти, салфетки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну вот: у всех много всего такого красивого есть. А мне практически ничего эдакого в наследство от бабушек не досталось. Наверное, я в другой какой-то жизни среди всех этих рукодельниц жила, и потому мне все это так безумно нравится и так греет душу. :))

      Удалить
  4. Красивая усадьба! Хорошо, что сохранили работы. Кому-то интересно увидеть их. Отличный день, Марина. Захотелось салата)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, в господском доме усадьбы вообще красотень - очень круто, "по-богатому", по-европейски. Там такая мебель шикарная! Но ни за что не разрешили фотографировать, хотя все равно ж в интернете есть фото интерьера той усадьбы, глупо запрещать. Но я послушно спрятала телефон. А то бы мне на три поста еще хватило тут распинаться. :)))
      Я, кстати, у сестры съела салата целую бадью. Она налегала на сладкое, а я доела все, что было в тазике :))) Шла домой, стыдно сказать, пуговичку - того, расстегнула. Хорошо, что сверху длинный свитер был (незаметно) :)))

      Удалить
  5. Смотрю каждый раз старинные вышивки, Марина, и понимаю, что ни схем не было бумажно-компьютерных, ни обозначения расцветок, ни увеличительных стёкол над пяльцами-рамами.
    Схема - в голове,а накосячишь тебя же и засмеют, хозяйка криворукая. Это в лучшем случае, в худшем - свекровь/-барыня еще и по шее даст.)
    Кровать на первой фотографии не маленькая, нет? Не могу представить свои 183 см в ней.)
    Усадьба отличная, радует то, что не растащили и не разграбили. Мне кажется, что осталось очень немного настоящих, дворянских гнёзд.
    Пир на ночь глядя одобрямс!) Сколько там той жизни!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, у тебя модельный рост????
      ...Не, кровать на 183 см однозначно не годится! Она - как мишуткина из сказки про трех медведей. Смотрительница что-то говорила про размеры - не то люди ниже были, не то конкретно тот, чья кровать. Я прослушала, потому что кроватка - это первое, что я увидела. Рот раскрыла и пошла уже дальше с разинутым ртом головой крутить. Но в любом случае кроватка компактная даже для меня с моими 164 см, тем более после обжорства на ночь глядя будет тесновата :)))

      Удалить
    2. Ага, я каланча.) Насчет моделистости, так поговорка - худая корова еще не газель, про меня)
      Если честно, сама вот полазила по дворцам-резиденциям, на кровати властителей бывших посмотрела - сплошь гномики в них спали.

      Удалить
    3. :)))) и кстати платья + обувка в музеях - ма-а-аленькие такие.

      Удалить
  6. Марина,

    Ах...

    "Постилка" - моя бабуля тоже так говорила. И похожая постилка - красная с розами - была у неё в доме. И вышивка со сценами охоты, дамами и кавалерами. И вышитые рушники...
    Как жаль, что когда я была маленькой, я не понимала важности всего этого...

    Марина, такой день у тебя богатый на эмоции. Меня очень тронуло, что тётенька-смотрительница с волнением вам обо всём рассказала. Есть, значит, ещё люди, которым "надо"!

    Хороший парк...

    Спасибо, Марина!
    Я сегодня обязательно буду что-то рукоделить. В настроении я :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тань, я тоже вдохновилась: залезла уже в свои тряпки понавыбирала полоски кружев для простыни (в деревню) и кусочки, чтобы в наволочку треугольниками встрочить.

      Удалить
  7. Марина, очень интересный рассказ, спасибо! Прежде всего сама усадьба, архитектура необычная, очевидно смешение стилей, я домов такого типа до сих пор не видела. И потом вышивки, до чего ж тёплые они и родные, особенно приглянулась круглая салфетка с розовым венком.
    Орнамент рушника, где девушки с цветками в руках - тоже вижу впервые. И машинка швейная интересная, обычно низ бывает металлическим, а здесь-деревянный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Лена, там такие еще машинки были, три штуки - вообще какие-то доисторические. Ну, вернее, одна какая-то старая совсем - маленькая, горбатая, чугунная, а две другие - тоже вроде чугунные - американские,тоже ручные без станины, с клеймом "Нью-Йорк" - значит не слишком старинные. Интересные. Я их сфотографировала, но забыла фото прикрепить. Покажу как-нибудь их отдельно.
      И еще покажу всякие штуки, которые использовали, чтобы гладить белье. Я и раньше такие видела, это вообще-то не эксклюзив, но тут нам рассказали, как гладить. Смотрительницы сами как-то решили постирать пару скатертей. Взяли домой,и утюгом не смогли разгладить. Пришлось им гладить прямо в музее деревяшками - старинным способом.
      А дом - в стиле русский модерн. Там и мебель в некоторых комнатах именно модерн, и китайские мотивы, ширмы, халаты китайские и пр. - было модно в начале прошлого века. Там есть и "ванная" - это тоже с модерном пришло в господские дома. бассейнчик такой, розового будто бы мрамора - вниз расположен, по ступенькам, ниже пола. Как сейчас у многих в коттеджах делают - рядом с баней. И к бассейну этому локально от печки водопровод. И два крана - горячий и холодный. Эту всю конструкцию случайно обнаружили, все было засыпано уже вровень с полом. Совхозникам, видать, не нужно было.
      А печки-камины! Такие в каждой комнате роскошные, что просто дух захватывает. Какое счастье, что за 100 последних лет не отодрали кафлю и не разворовали печные барельефы.

      Орнамент девушек с цветками - белорусский типично. Я себе сфотала рисунок этого орнамента - там на стене висел какой-то текст про музей, и внизу как оформление - такой орнамент. Мне понравился, я и зафиксировала для себя :).

      Удалить
  8. Марина, с каким интересом я этот пост прочитала! Все фотографии просмотрела по несколько раз. Прям захотелось всё погладить, потрогать... машинка швейная - такая классная! Постилки, наволочка, рушники...а подобные занавесочки моя бабушка и мама тоже привязывали к спинкам кровати. Марина, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, я тоже смотрела-прикидывала: а вдруг я что-то все-таки сумею похожее. (вышить). Мне так хочется самой что-то подобное сделать, и показать тут, но я все никак не могу собрать себя в кучу и заняться творчеством. Ну хоть каким. Остается наслаждаться чужим энергетическим зарядом. :) Хотя я вот тут Тане наобещала, что простынку пристрочу к кружеву... ой.. ну, то есть, наоборот. :) так вот пристрочила! Шедевра не вышло, но я рассчитываю что-то еще очень простое вышить над кружевом и тогда покажу. :)

      Удалить
    2. Марин, наверное именно с малого и надо начинать. Ждём твою красивую простынку! :)!

      Удалить
    3. ну вот, теперь придется вышивать... кто меня за язык тянул??...

      Удалить
  9. Марина, огромное спасибо за рассказ и...показ!) Сколько же красоты творили женщины, простые крестьянки(или из какого сословия?) без журналов "Вышиваю крестиком", "Лена", канвы Аида, дорогих ниток мулине...хорошо, что такое народное богатство хранится в музеях, в наших домашних "сховах", как говорила моя бабушка-украинка)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я все время думаю: вот они, эти женщины долгими зимними вечерами... а потом думаю: вот я - долгими зимними вечерами тоже сделаю, будет время. И ничего не делаю, а только просматриваю свои коллекции фото-вдохновлялок. Но все равно - даже от просмотра настроение поднимается.

      Удалить
    2. Марина, долгими зимними вечерами-при свете керосиновой лампы(чаще всего!)Был другой ритм жизни...

      Удалить
  10. Какая красота, настоящая маленькая экскурсия. Вот уж качество полотна и нитей было. И со временем не рассыпалось,и цвета не выгорели. А ведь все вручную стирали, терли. У меня храниться несколько вышивок конца 50-х. Очень жалею, что когда умерла бабушкина сестра, не попросила у ее родственников вышитое покрывало. Когда я была школьницей, мы их вместе вышивали на мешковине. А наследникам навряд ли они интересны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я на мешковине делала аппликацию для детского сада: всех родителей заставили что-то нарукодельничать, чтобы украсить помещение. и мне пришлось ковыряться на целом мешке, который разрезали с одной стороны и развернули. Полотно называлось : "Емеля и его печь среди елок и на фоне замка". :))) Ей-Богу висело в садике на стенке. .

      Удалить
  11. Марина, спасибо за красоту и рассказ. Хочется смотреть и смотреть...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, ну, пожалуйста! Мне так приятно, что это еще кому-то нравится :)))!!!

      Удалить