воскресенье, 20 марта 2016 г.

Не мои - мои экскурсии по моей улице и вокруг нее


Вот! Наткнулась случайно на  видео:  россияне из своей машины зачем-то начали снимать и запечатлели мою улицу, где я, разумеется, постоянно хожу и езжу.



Небольшой участок города – 2 квартала. У меня все происходит – вокруг этих мест. Я подумала, что, если кому интересно посмотреть на мою среду обитания, милости просим.
Так… не забыть бы ссылку – видео чужое. Вот ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=QnfZiSubI5U

 Начало съемки: как раз в том месте, где я постоянно хожу. Это  место оттоптано-перетоптано.  Заезжено-переезжено. Пока машина стоит на светофоре, смотрите:  справа  - угловое крыльцо: администрация железной дороги, тут располагалась редакция газеты «Железнодорожник» , где после журфака начала свою профессинальную  деятельность моя подруга, тут же происходила рассказанная ею в предыдущем посте история про сломанное  «самое дорогое». 
Этот  перекресток я постоянно пересекаю по разным поводам, тут же хожу с собакой гулять: вниз – к Свислочи, (оттуда эта машина как раз и едет).  Я спускаюсь вниз, гуляю  по кругу через парк и назад.  J.
Дальше – смотрите: машина перестраивается в левый ряд – справа был детсад, куда я водила старшую дочку, сейчас там милиция. Детей в центре  стало совсем мало, милиции – очень  много.  Значит, милицейский пункт государству нужнее.
Слева – Худ. Музей.  Директор - крайне импозантный и предприимчивый человек. 
Снова останавливаемся на светофоре, делаем стоп-кадр.  
Это перекресток с улицей Карла Маркса, бывшей Подгорной. Многие стеняются  имени Маркса и называют эту улицу «карла марла».  Но все равно признают, что лучшей улицы в городе Минске нет.



Так… пока ждем светофора,  смотрим  напротив - мясной магазин, бывший «Колбасы», существует с незапамятных времен. Тут я покупала позавчера «мясное».  Кстати, пока стоим на светофоре, расскажу:  если не свернуть налево ко мне домой, а поехать прямо, и все время прямо, то километров через 10-15  доедем до дачи моей мамы, она сразу за кольцевой.
А справа от этого перекрестка  - Наташкин детсад, посольство Великобритании, вход в метро Купаловская, хороший книжный (бывшая Политкнига – дом, где жили некоторые наши знаменитые писатели),  кафе «Английская бабушка» и Ньюс-кафе, где постоянно сиживают  политики, журналисты и гэбэшники. Последние неумело подслушивают первых двух. В том доме бывал генерал Деникин в прошлые времена, а сейчас  (часто) всякие другие иностранцы и бизнесмены (деловые разговоры). И там же всякие девахи, надеются зацепить кого-нибудь из перечисленных - себе в мужья. L
Ну и просто люди заходят в Ньюс-кафе или на улице сиживают, если лето. Любят, короче, минчане и гости белорусской столицы там сидеть.
Чуть дальше от Ньюс-кафе метров 80 – Администрация нашего славного президента. И  уж действительно славный – белорусский театр Янки Купалы. Связывает эти два здания  Паниковка (Александровкий сквер), потом Дом офицеров и  - вниз с горки  через  еще 200 метров попадаем в парк, который очень любит  мой внук. Там рядом цирк, река, ну  и… всякое разное карусельное и утко-белко-кормительное.  

Я как сапожник без сапог, ленюсь сама снимать и фотографировать, так как мне на работе этого хватает. Но вот есть такой репортаж, https://realt.onliner.by/2015/04/20/progulka-po-marksa, тут человек постарался и сделал отличный репортаж.  Прямо от парка начал и пошел  с фотоаппаратом  назад - в мою сторону.  Единственное, что он не сфотографировал, это  президентскую администрацию – низзяя… если ссылка на онлайнер глючит,  а посмотреть ее кому-то захочется, ее просто надо сунуть в поисковик.

Что мне не нравится: автор репортажа там рассказывает, как прекрасно было, когда улица за моим перекрестком была по выходным пешеходная, так это он просто не подумал о тех, кто в этом районе живет.



 Шум-гам невероятный был, машинам некуда было деваться когда часть улицы перекрывали, и авто ломились во дворы  и стояли на тротуарах. Это был сущий ад по выходным! Хорошо, что пока оставили нас в покое.



Ну, ладно, надо уже и мне вернуться на перекресток, к светофору и свернуть ко мне – на Маркса, налево.

Поворот от мясного налево.  Это будущий музейный квартал.
Тут раньше были унивеситетские общаги, а теперь сделают музейные здания из них. Есть 2  кафе (не нравится мне ни одно), кальянная  - летом воняет на всю улицу,  дом, где раньше была высшая партийная школа, сейчас  там - 2 университетских факультета. Пешеходный переход ведет как раз к дверям этого здания. Дальше слева круглосуточная (мы говорим: «наша») аптека, жилые здания,  магазинчики маленькие –  бестолковые оба. Справа бывшая «телефонка», сейчас просто здание административное Минсвязи.

2:47 Внимание: подъезжаем к моему дому. Справа видим стрелку в ту арку, которую я недавно фотографировала. Там наш двор.  Стоп –кадр на 2:50. Смотрим, кому не лень,  внимательно: после арки на доме (справа)  видно 2 вертикальных окна- пролета (сбоку они видятся как узкие) - это уже мой подъезд.  Сразу за ним три этажа (второй, третий и четвертый) – 3 окна и 3 балкона. Самое верхнее окно, и балкон  - мои. (между ними виден «ящик» кондиционера (это не мой кондишн, а офиса в мансарде).  Остальные окна – во двор.
Едем медленно дальше. Скоро будет мой подъезд.  Смотрим направо, видим (плохо видно, но можно заметить) коричневую небольшую вывеску - приделана около моего подъезда, там же – я сама удивилась -  стоит моя машина J.

Едем  мимо нее дальше. Пересекаем перекресток.

Стоп-кадр 3:02. Перпендикулярная улица – Комсомольская. На этом участке она выглядит как бульвар: посередине улицы – сквер Дзержинского.
Дерево слева – это сквер уходит к стадиону, там скамейки, клумбы и пр., где мы гуляем с Петей каждый день с пакетиком для какашек J))…  Вот - вчера тут промышляли. 



Если не лень, идем с Петей за сквер, к стадиону, потом опять налево,  вот тут


сворачиваю (там горка, где Петя возил Наташу зимой  на санках), иду вниз – попадаю  к тому перекрестку, с которого началась  эта поездка.

Если на моем перекрестке свернуть не налево, а направо, то, пройдя по скверу Дзержинского 100  метров мимо скамеек-клумб+фонтанов увидим памятник Дзержинскому и сразу за ним упремся в главный проспект. На другой стороне этого проспекта, напротив Дзержинского -  здание КГБ, не к ночи будь помянуто.



Так..  где мы остановились?  На 3:02. На перекрестке
 .  - вон за тем зеленым ящиком, там дворники хранят свой песок. Поехали. с отметки 3:02
Понаставили машин! Тут периодически наживается на нехватке мест эвакуатор. Я на перекресток никогда не ставлю, кружу вокруг в поиске места во дворах. В выходные - свободно. 
Гм… итак: пересекли перекресток, слева Минэнерго, справа жилой дом внизу хороший рыбный магазин. 

Стоп-кадр 3:15. Там видна красная вывеска  хорошего магазинчика с приличными одежками и сумками. Обувь там тоже неплохая, но совсем неоправданно  дорогая. Вот этот дом на фото. 


В этом доме жили Ольга Корбут с Борткевичем (золотой вокалист «Песняров», который пел  Березовый сок, Александрину и прочие песняровкие шедевры). … Я до сих пор с удовольствием слушаю  их старые песни . Ну ладно, про «Песняров», надеюсь, знают и без меня.  К слову, в этом доме, мимо которого мы проехали, я была на новый 1981-й год как раз у Корбут-Борткевича. Мы еще были студентами, встречали новый год  в Союзе архитекторов. Там гуляли архитекторы и дизайнеры, народ шибко креативный, до  того креативный, что устроители празднества  додумались  сначала сжечь в малюсеньком дворе здания Союза огромную обезьяну  (метра в 3 высотой), чуть пожар не устроили. Потом придумали налить вино (вылили всё подряд, что было заготовлено на весь вечер) в тазы! и пустили тазы по кругу. Все черпали кружками и пили, как придурки.   И «народные» пили из тазов, и «заслуженные» . Затем, напившись, устроители приволокли огромного петуха и установили его по центру зала.
Типа Новый год пришел. 
Все так обрадовались, что стали скакать вокруг этого петуха.
Снега в тот  новый год -- первый раз в жизн не было. Первый раз пошел дождь.

У меня стразу разболелась голова. От скачек, погоды  и от одного вида тазов. И я сказала мужу: давай уйдем. Идти домой нам было 1 минуту. И мы даже уже вышли. Но тут брат (это он нас и привел к своим архитекторам) и кто-то еще с ним  подхватили  и… со словами: «Идемте-ка  кое-куда!»  потащили к Борткевичу и Корбут (через дорогу).
Почему мы пошли к селебрити? Дело в том, что Борткевич по профессии архитектор и даже по его проекту построен в Минске кинотеатр (и с его участием Дворец спорта). То есть, он хоть и был знаменитый Песняр, но – свой в Союзе архитекторов.
Ну… пришли мы, а там сын у них заболел. Бабушка говорит:  «Тишь-тишь-тишь! Ричарда разбудите!» А наша группа уже в подъезде горлопанила на всю улицу. Мы немного заткнулись (то есть, я вообще молчала, это  – они заткнулись), и хозяева  впустили нас, что меня до сих пор удивляет. Ведь нас было человек 5! И двоих они вообще не знали (меня и мужа).  Вышла Корбут, вся такая очень уж домашняя. Неприбранная.  И я почувствовала себя совсем нелепо в своих нарядах. Я думала, она посмотрит на нас и скажет
– А ну-ка, пошли отсюда вон!
Это было бы справедливо.
Но она молча стояла и ждала, когда наши зачинщики истощат запас красноречия, мы  угомонимся и сами свалим.  Борткевич тоже стоял и вежливо слушал околесицу, которую несли нежданные визитеры. Он даже как-то пытался делать вид, что ему интересно.  Я потом, спустя годы, напомнила ему это эпизод, а он сказал: я так уставал тогда от людей и потока визитеров, что, убей Бог, не помню.
…Чё-то я отвлеклась.
Дальше слева –  упомянутый Союз архитекторов,  краеведческий музей, где бывают интересные выставки. «Дворец шахмат и шашек» (2-этажный домик,  а никакой не дворец),  и много  кафе по обе стороны. Тут все кафешки – хорошие. Верхние этажи жилые, первые этажи – банки,  магазины ну, и т.д.   
На 4-й минуте машина поворачивает направо. Если не свернуть, а продолжить двигаться прямо, то  через  метров 300-400 – придете на вокзал. Это рядом совсем. Поэтому на свою дачу я часто езжу на электричке. Очень удобно.  Ну, про дачу - не сейчас. 
Значит, на 4-й минуте повернули, мимо красного здания, где раньше была полиция и сыск,  а также комитет народной трезвости, в наше время передают из рук в руки разные ведомства. Мимо Глобуса, потом опять направо и по проспекту возвращаемся к скверу Дзержинского, едем вдоль всего сквера, к стадиону и паркуемся у чугунного забора – аккурат, в том месте, которое Петя облюбовал (за забором, в сквере) для своих, извините… дел. Прямо там и припарковались! Где я обычно ползаю с пакетиком своим.
                                                                          ***
 Чё-то сейчас подумала: как же я все-таки люблю  свой Минск.
Эти кварталы, дворы, улицы, город в целом и все остальное, вокруг.   
…Спасибо, если нашли время и  проехались по малому кусочку моего любимого города. 
Спасибо, если прогулялись по ссылке с Онлайнером. 

Я, правда, не рассказала об архитектуре и истории… а все о какой-то ерунде.  Но это компенсируется репортажем на Онлайнере (если пойти по ссылке). А  во время автопрогулки дома не успеваешь рассмотреть. Что толку рассказывать про то, чт не видно. И потом, Минск был почти полностью разрушен, а после войны еще и добит строителями, не желавшими восстанавливать руины, как например, это делали в Варшаве. Поэтому исторических памятников  у нас очень мало.  
Но я покажу все, что есть, и расскажу –  как-нибудь постепенно и адресно не обо всем,  а по одному объекту :)).

 А вообще у  нас памятниками считаются все более более-менее приличные здания, пережившие посленюю войну. Большинство домов, расположенных на моей улице, построены в 1930-ые годы или сразу после войны.  Почти все  четырёх- и пятиэтажные. Есть несколько более старых. Улица хорошо сохранилась.  Только тополя убрали. И липы. Они  росли с 19 века. Их совсем не так давно сменили на маленькие шаровидные клены. 

Почти каждый дом  тут – памятник истории или архитектуры. Но - совсем недавнего прошлого. Кстати, мой дом тоже выстоял после войны. Его тоже отстраивали пленные немцы. А в наше время на него повесили табличку:



А вот у нас позавчера зима снова началась (мрачный вид из окна моей спальни):





На этом сказке, наконец-то– конец.
А кто добрался до конца - молодец.


8 комментариев:

  1. Опять прогулялась или проехалась по Минску. Город мне понравился: чисто и так монументально, но непривычно без обилия рекламы. Сестра переживала, что мы дороги не найдем, а мы промахнули из конца в конец за двадцать минут - планировка такая, что не заблудишься.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень рада, что у нас не много наружной рекламы. Во что превратили, к примеру, Москву! Красивейший город, но за рекламой не видно шарма.

      Удалить
  2. Вроде бы город как город, но со своим лицом. не была в Минске, притягивает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Минске атмосфера камерная. Не везде, но есть места... А вообще любой населенный пункт становится атмосферным из-за людей, связей, воспоминаний.

      Удалить
  3. так прикольно)) будто сама протопала эти 2 квартала)) движение у Вас спокойное там)) у нас все носятся как бешенные, и разметка дорог у вас там другая нежели у нас)) одностороннего движения много, хотя это и правильно зато есть много парковочных мест, у нас с этим туго)) понравилось что здания все разные нету той шаблонности как бывало в ссср)) здания по величественности как в Париже, вот только цвтов на балкончиках не хватает))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Камилла, где там носится? :) в часы пик постоянно пробки. а между пробками тоже потихоньку - через одного ползут, головой крутят, место ищут. Ну и потом, у нас более-менее соблюдают. А вот про цветы - точно: очень мало красивых балконов.

      Удалить
  4. Марина,
    отличная экскурсия, сдобреная хорошими воспоминаниями)
    Каждый раз вот, когда френдлента пишет о Беларуси, поражает идеальная чистота, ухоженность построек, аккуратные вывески.
    Не каждый крупный город похвастается подобным лицом.
    А вообще, настолько глаз замылен от фахверка и старых зданий, что вот подобные проспекты - "першпективы", как ушат воды холодной на голову.
    Спасибо в любом случае)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, мне просто хотелось показать свою среду обитания, да и то - я взялась комментировать чужие кадры только потому, что удивилась, увидев это в интернете. Ну... нет, конечно, ничего удивительного, что в сетях есть видео из минска, но тут - буквально мой маршрут, вот я иду от метро, или гуляю, или в магазин, или еду от мамы или с дачи (если на машине), автоматом думаю перестроиться, чтобы никто не подрезал на перекрестке, а там? а видео, как раз какой-то умник подрезал левым поворотом... Мне все это так знакомо, а тут еще моя машина в кадр попала, а я там не всегда ставлю, редко место там, около подъезда, есть. Я знаю каждую кочку тут. Ну и... потом и подумала - вот покажу свое :). Конечно, минск не весь одинаковый. НО то - мой мирок.

      Удалить