воскресенье, 31 января 2016 г.

Про винтажные комбинации и стариковскую нежность



Это фото (вверху)  к делу отношения не имеет.
К делу отношение имеет то, что внизу.

В процессе генеральной уборки (вчера) я обнаружила в комоде пакет со старыми комбинациями. Покрутила и положила на прежнее место. А потом я пошла в ГУМ и увидела в отделе женского белья двух стариков.


Я их сфотографировала зачем-то. Привычка фиксировать все, что может казаться интересным (какие-то слова, чьи-то суждения, истории или ситуации) выработана годами и теперь это на автопилоте. Раньше просто в голове зависало, а сейчас можно и запечатлеть, раз есть телефон.
Поэтому первое фото –  машинальное: вот, мол, смешно: дед идет бабушке лифчик выбирать!

Но потом  я сделала 3 снимка осмысленно

Потому что меня шибануло, оттого, как дедушка обратился к бабушке, когда она свернула к женскому нижнему белью:
- Валюшка, - сказал он, - тут все импортное.


Нет, это надо по-другому как-то рассказать, чтобы попробовать передать интонацию.

Вот они идут по отделу – сначала зал с лифчиками и трусиками - все маленькое, все в кружевах или атласное, разноцветное  или еще какое-то эдакое: комби, боди… Ну, вы знаете.

Вот они идут, глазами что-то ищут (оба), а зал – Гэ-образный. Завернули за угол – там комбинации, халатики, сорочки-пижамки и рейтузики с кружевными вставками – всякое такое.
Первой шла бабушка, а дедушка, не смущаясь (ну… он не обязан смущаться, но обычно же старики не шарятся по бабским отделам в поисках белья для престарелых жен). А этот заинтересованно, не только следовал за бабусей, но и сам вертел головой – ну, как если бы выбирал себе шурупы какие-нибудь. 
Оценил обстановку и нежно так, но не преувеличенно, не игриво, а просто – именно очень просто, привычно, обыденно нежно сказал бабушке:
- Валюшка, тут все импортное!
То есть: нам не сюда.
И вот это: «Валюшка» - по отношению к старушенции (!)  стопорнуло меня на месте и послужило причиной этой писанины.   

Я позавидовала, прости меня Господи, - этим старикам! Это не значит, что в моей семье или у моих знакомых никто ни разу не назвал жену, дочь, мужа-брата-свата – Налюша, Мариночка, Аленка, Олежек, Катюша, Сашенька, Ванюша. Называли и называют. Но не старики друг друга. Но даже если и назвали пару раз, все равно НЕ ТАК.  

Меня поразило не просто уменьшительно-ласкательное,  не сюсюканное. Это было и не дежурное: многие привычно называют друг друга  «катюша-сашуня-машуня». Хотя это тоже приятно и классно.
Это было именно нежно. Бережно. Ласково, трогательно и, повторюсь, ОЧЕНЬ просто. Он не хотел бабку назвать ласково. Он был сама ласка. Вот и все.

Старики двинулись между вешалками дальше
К красивому белью (даже нашему) они вообще не приценивались. Кроме «импортного» там было и совсем недорогое – «Світанак” Борисовский, к примеру. Симпатичное, простое, натуральное: халатики, ночнушки и белье - маечки там,  панталоны и сорочки. и пр.
Но они только глазами скользили по всему этому в цветочках и рюшках, шли как катамаранчик такой: шух – шух между вешалками: туда, где одежки попроще (хотя - куда уж проще!) и потемней. 
Лица сосредоточены, и оба рядышком или друг за дружкой, - как уж получалось лавировать –  оглядываются поминутно: рядом ли он (она).
Наконец, дошли до штанов – кроме прочего, трико там и рейтузы.


Дальше я фотографировать не стала. Потому как опомнилась: по магазину за незнакомыми людьми слежку устроила! Главное – чего ради? Из-за Валюшки?   

Но я действительно удивилась: в той дедовой «валюшке» была невероятная привязанность, близость, родство, даже восхищение. И дед намеревался покупку самолично одобрить. Чтобы она была и достойна Валюшки, и по карману им обоим. 
…Ну, как же мне передать напечатанными буквами эту мешанину, чтобы вы почувствовали, как именно он сказал:
- Валюшка, тут все импортное.

Я уверена: он всегда ее называет только Валюшкой. И только с такой интонацией. С тех  времен, когда она еще, наверняка,  носила импортное! Добывала кружевное-красивое, не жалела на это денег и красовалась перед ним, молодым, в комбинации, купленной по блату или через профком. Мне почему-то подумалось именно так.
                                                                                         ***
Я пришла домой и поймала себя на мысли, что вспоминаю, как эти старики бороздили просторы отдела женского белья. Как бабушка дотронулась до кружевной сорочки своей в коричневых пятнышках рукой. Там где она выбирает рейтузы, она моложавая такая со спины – сейчас смотрю на фото, и не верится, что с лица ей под 80.


В общем, дома я  пошла в спальню, снова разрыла только вчера перебранный и аккуратно упакованный комод, достала с самого низа пакет со своими старыми комбинациями. И решила рассмотреть. 
Они хранятся ради кружев и нейлона. Даже дочка меня, барахольщицу, за них не осуждает. Ну мало ли для чего это может пригодится, и к тому же это все такое красивое (было) и такое – из той жизни, когда я тоже была… J) Маришей).

Я с этим своим блогом, столько старого вспомнила, столько нового о себе узнала. Если бы не он, я бы просто покопалась в мешке с комбинациями пожмякала их и все. А может, даже и копаться не стала. А сейчас я принялась все перекладывать. Вспоминать.  Я, конечно, помню, что именно в пакете (это ж моя нычка), но я не открывала сей схрон много лет. Ну, лет 5 он томится в комоде и во время уборки просто сдвигаелся с места на место.  А не носилось это… вообще не помню, сколько  лет.


 Когда-то это был сумасшедший дефицит и доставали все это по преблатейшему блату.
В одной из этих комбинаций я выходила замуж (не в одной комбинашке, конечно, а сверху было, как положено, платье J). Платье у меня было не пышное (как у всех тогда и как было модно), а узкое. 

Сейчас узкое платье носи, как хошь: напялила и пошла. А тогда нужна была комбинация. Или тонкое нижнее что-то.  Подходящая ткань для «тонкого нижнего чего-то» чё-то не продавалась. Поэтому комбинацию доставали мне на свадьбу всем миром. И достали –  не белую, а голубую, но зато югославскую. И зато длинную! С разрезом на боку! Платье было не из тонкой ткани и не прозрачное, немного эластичное – комбинация подошла идеально.


Естественно, я больше ее ни разу не надела. Потом мне дарили и другие комбинации: свекровь, бабушка, мама. Покупала и сама – через профком…






Все - пашти новое :))). Мода ушла - и все!

Ээээ… вот интересный момент: как сегодня  молодым объяснить, почему через профком покупались всякие разности: и комбинации, и мохер, и лифчики  «Триумф». А Булгаков? А финские (югославские) сапоги? А Дюма и Агата Кристи, и пододеяльники с ришелье, а также путевки в Болгарию и в профилакторий «Нарочь»? А Испахан, Мажи нуар, Диоры разные, Диориссимо, Клима, Л,эр дю тамп, Мистэр де Роша, Мадам Роша, Фиджи другие духи и туал. воды (мои ровесники их все по названиям наперечет помнят). Надо долго сейчас объяснять, откуда все это было у профкома, и почему он не занимался своими прямыми обязанностями, такими,  как охрана прав трудящегося человека. На МАЗе (к примеру) в лакокраске тогда работали одни тетки, дышать в цехе было нечем от испарений, я там была по работе, сознание чуть не потеряла, а они с батоном и молоком сядут в обед - на шину, перекусят, потом снова в намордник – и с распылителем на баррикады…. Жуть! Им на цех от профкома - 2 флакона туалетной воды и - озеро Нарочь... 

Ай, ладно. Не надо ничего никому объяснять. Было и было. А то: как бы еще нам  доставались Клима (и пр. перечисленное выше)? Только профком, ГУМовские склады и «Березка».
Вот эти флаконы случайно у нас  сохранились.


 Сначала дочки играли с ними, флаконы валялись в игрушках. Потом Наташка чуть подросла и положила к себе шкаф – для запаха (запах есть до сих пор, особенно от "испахан").  Вот интересно, духов давно нет, а  запах остался в каждом флаконе свой, и – почти тот же! Недавно Наташа использовала бутылочки в имитации интерьера 80-х, когда снимала студенческую короткометражку по повести Алексиевич. Я посоветовала :))))))

А вот по поводу знаменитых Клима (Climat) хочу еще сказать. Или спросить: есть у меня загадка века.
У нас Клима были суперпопулярны в конце 70-80-хх. Считались истинно французскими, но во Франции их никто не знал! Как-то мой брат поехал на машине путешествовать по Европе – в 90-х. Доехал до Франции. Захотел нас порадовать: привезти духов разных. Мне, конечно, Клима, они были на слуху, даже в «С легким паром» Ипполит подарил Наде именно их (только не в синей, а в предыдущей (с разводами) упаковке).  
В 90-х у нас они уже не продавались. Брат зашел в магазин (в Страсбурге) и спросил. А продавщица даже не поняла, про что речь.
- Какие, -  говорит, - Клима?
Я, говорит, первый раз слышу. Таких  у нас не было и нет!

Предложила ему Вандербильт и Марусю (Зайцева). Он и привез: и то, и то. Мы долго смеялись: во Франции купить «Марусю», когда она в Минске на всех прилавках стоит! Хотя мне эти духи понравились (только не зеленые, а именно красные, которые привез тогда брат).  
Так я и не поняла: что это за духи были такие французские – Клима от Ланком, о которых во Франции никто понятия даже не имел? Или это только в Страсбурге такая «деревня» J))? Или просто они уже про них и думать забыли, столько нового появилось?

Ну ладно. Буду закругляться, а то меня не остановить, как поющего Кобзона – во всем виновата парочка из ГУМА. Интересно было бы посмотреть, какие они были в молодости, те старики, кем работали, как жили… И как сохранили такую «любовь свою и нежность»?
Если кто-то скажет: чего тут чушь пороть, придумала тоже! Какой-то дед пошел искать бабке портки, так это сразу любовь?

Если кто-то так скажет, значит,  я все-таки не сумела передать, как именно это дед сказал своей старенькой женушке: «Валюшка! Тут все импортное».
J
Только и всего.
                                                                                  ***

А это (и то фото, что была самым первым) – просто картинка забавная.


Это витрина уже не нашего ГУМа, а московского, вот не помню только - не то ГУМА, не то Гостиного двора. Несколько лет назад я целый месяц сидела в Москве (то есть, на даче в Клязьме). Дети уехали отдыхать и просили пожить, собак-котов покормить, в саду поливать. Вот я там и гостила сама с собой. Набрала работы, а между писаниной от скуки ездила в город, захаживала к знакомым, слонялась по разным местам. Шла как-то по Варварке, свернула к площади и увидела на углу эту витрину. У магазина был какой-то юбилей, на фото - часть исторической витрины -  как раз про мою сегодняшнюю рефлексию – про исподнее J)))



Комментариев нет:

Отправить комментарий